Норманны=Викинги (древне-скандинавские) , участники морских походов скандинавов в конце 8 - середины 11 вв. (В. их называли в скандинавских странах; на Руси они были известны под названием варягов, в Западной Европе - норманнов) . Причины экспансии, принимавшей различные формы (поиски новых земель и переселения, грабительские нападения, пиратство и большие военные походы, торговые поездки, тесно переплетавшиеся с пиратством и грабежом) , были многообразны. Разложение общиннородового строя у шведов, датчан и норвежцев сопровождалось усилением знати, для которой военная добыча служила важнейшим источником обогащения; многие рядовые общинники (бонды) покидали родину вследствие относительной перенаселённости приморских районов Скандинавского полуострова и нехватки пригодных для обработки земель. Прогресс кораблестроения у скандинавов - издревле искусных мореходов - сделал возможным их плавание не только по Балтийскому морю, но и в водах Северной Атлантики и в Средиземном море Первый период экспансии В. (конце 8-9 вв. ) характеризовался разрозненными экспедициями датчан против Франкского государства, нападениями норвежцев на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские острова, несколько позднее - в Исландию. Появляются варяжские дружины и поселенцы на Руси. С конца 9 в. на Францию и Англию нападают более крупные отряды В. , переходящие от грабежа и сбора дани к заселению завоёванных территорий. В Северной Франции они основывают герцогство Нормандия (911), покоряют северо-восточную Англию. В конце 10 в. исландцы открыли Гренландию, заселив отдельные её районы, откуда совершали далёкие морские рейды на запад, достигли Северной Америки (так называемые Винланд, Маркланд, Хеллуланд) . В этот же период начинается процесс формирования королевской власти в скандинавских странах. В начале 11 в. вся Англия была подчинена датским королями. Походы В. прекратились около середины 11 в. Потомки В. - выходцы из Нормандии - подчинили во 2-й половине 11 в. Англию (см. Нормандское завоевание Англии 1066), а также Южную Италию и Сицилию, основав здесь своё королевство (около 1130, см. Сицилийское королевство) . Карта (без Сев. Америки)
Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.
Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.
Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.
Первый период экспансии В. (конце 8-9 вв. ) характеризовался разрозненными экспедициями датчан против Франкского государства, нападениями норвежцев на берега Англии, Шотландии, Ирландии и их переселениями на Оркнейские, Фарерские, Гебридские и Шетлендские острова, несколько позднее - в Исландию. Появляются варяжские дружины и поселенцы на Руси. С конца 9 в. на Францию и Англию нападают более крупные отряды В. , переходящие от грабежа и сбора дани к заселению завоёванных территорий. В Северной Франции они основывают герцогство Нормандия (911), покоряют северо-восточную Англию. В конце 10 в. исландцы открыли Гренландию, заселив отдельные её районы, откуда совершали далёкие морские рейды на запад, достигли Северной Америки (так называемые Винланд, Маркланд, Хеллуланд) . В этот же период начинается процесс формирования королевской власти в скандинавских странах. В начале 11 в. вся Англия была подчинена датским королями. Походы В. прекратились около середины 11 в. Потомки В. - выходцы из Нормандии - подчинили во 2-й половине 11 в. Англию (см. Нормандское завоевание Англии 1066), а также Южную Италию и Сицилию, основав здесь своё королевство (около 1130, см. Сицилийское королевство) .
Карта (без Сев. Америки)
Культура Византии:
Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части — Западную и Восточную, и последняя — Восточная Римская империя — впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.
Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь — «вторым Римом», имея на то полное основание.
Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица — Константинополь — ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры — Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.
Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, или православной, версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. — до 753 г.) — выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.
Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) — выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.