образование казанского ханства было результатом тех процессов ослабления золотой орды, которые последовали в конце xiv в. после сильного военного и внешнеполитического давления на орду вначале ее западного соседа - московского государства (куликовская битва, 1380), а затем в 1389-1395 гг. и восточного - державы тамерлана, совершенно разгромившего золотую орду и разорившего ее столицу сарай-берке.
военный разгром был усугублен развитием на рубеже xiv-xv веков глубоких противоречий в орде, выразившихся в борьбе за власть между тохтамышем - с одной стороны, и ханом заволжской орды тимур-кутлу, поддержанным сибирским ханом шадибеком, - с другой. после смерти тохтамыша (1406х) борьба между наследниками этих двух династических ветвей резко обострилась.
вначале на престол золотой орды вступили сыновья тохтамыша, но все они правили недолго. наиболее заметным из них был джелял-эддин, который 2-й раз правил с 1411 года (1-й раз в 1407 когда он совершил переворот, свергнув при литовского князя витовта своего соперника, сына хана тимура-кутлу.
джелял-эддину удалось восстановить господство татар над россией и заставить василия i дмитриевича c 1412 г. вновь платить дань золотой орде. сын джелял-эддина, улу-мухаммед, вступивший (в 5-й раз) на престол в 1428 г. также поддерживал суверенитет орды на россией, однако в 1437 году в ханы был возведен кичи-мухаммед, внук соперника тохтамыша - хана тимур-кутлу. тем самым престол золотой орды был с тех пор окончательно закрыт для потомков тохтамыша.
однако улу-мухаммеду удалось договориться с новым ханом золотой орды о выделении ему периферийного западного улуса - крымских земель, куда он и удалился, став тем самым основателем нового крымского ханства. правда, пребывание его в этом новом качестве в крыму было крайне недолгим, поскольку он сразу же не поладил с местной феодальной верхушкой - крымскими мурзами протурецкой ориентации, а потому был изгнан ими из крыма в 1437 году.
уйдя оттуда, однако, не с пустыми руками, а во главе 3-тысячного войска, улу-мухаммед вторгся в пределы государства, заняв г.белев в заокской московии, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселенных землях между собственно московскими и крымскими владениями. посланное великим князем московским войско, которому было поручено изгнать улу-мухаммеда из пределов московского государства, хан 5 декабря 1437 г. разбил наголову в т.н. белевской битве и тем самым продемонстрировал и свою военную силу, и незаурядное полководческое искусство.
двигаясь далее на восток по заокским окраинам московских земель, улу-мухаммед, пройдя верховьями рек дона, воронежа, цны, хопра, вышел к суре и затем к волге в районе южнее казани, решив отторгнуть расположенные по средней волге, в засурье те владения золотой орды, которые граничили с московским великим княжеством.
своей столицей улу-мухаммед сделал казань, возникшую еще в середине xiii в. (ок. 1261 г., по другим сведениям почти на 100 лет раньше), и ставшую к тому времени значительным торговым центром поволжья, несмотря на то, что город подвергался частым раззорениям, в том числе и (1399). в.в.похлебкин указывает, что улу-мухаммед перенес казань на новое место на р.казанке, в 5 км от ее устья, однако другие исследователи считают, что на новом месте уже существовал город, центр небольшого удела (подробнее см. ниже раздел "казань").
палеолит представлен предполагаемой стоянкой «карама», пещерами окладникова, чагырской, логово гиены, страшно́й и денисовой и др. в 2008 году в денисовой пещере в слое № 11 была найдена последняя фаланга мизинца 9-ти летней девочки, жившей 48-50 тыс. лет назад. анализ днк позволил установить, что останки принадлежат денисовскому человеку, особой ветви в эволюции рода homo, отличной от неандертальцев и современных людей[1][2][3].
на грунтовом могильнике «тузовские бугры-1», расположенном в 30 км к югу от барнаула на протоке оби заломной, исследовано 37 погребений, 19 из которых относится к эпохе энеолита — ранней бронзы, остальные к эпохе раннего железа[4].
в конце vi — начале iii тыс. до н. э. на территории алтая появились группы представителей афанасьевской культуры бронзового века. племена афанасьевцев расселялись по алтаю, по рекам бии и катуни на юге и по оби на севере. это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.
в i веке до н. э. на алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. основным занятием населения было скотоводство. люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. оседлые племена в скифскую эпоху проживали в пределах от современной кулунды на западе до кузнецкого алатау на востоке и алтайских гор на юге.
с конца iii века — начала ii веков до н. э. и до конца i века до н. э. алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну, предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе великого переселения народов. они создали первое в центральной азии раннеклассовое государство. массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения региона. в лесной зоне начала складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.
с конца xvi века население алтая — телеуты тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. в 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство джунгарское ханство. большая часть алтайских племен была подчинена джунгарии.
образование казанского ханства было результатом тех процессов ослабления золотой орды, которые последовали в конце xiv в. после сильного военного и внешнеполитического давления на орду вначале ее западного соседа - московского государства (куликовская битва, 1380), а затем в 1389-1395 гг. и восточного - державы тамерлана, совершенно разгромившего золотую орду и разорившего ее столицу сарай-берке.
военный разгром был усугублен развитием на рубеже xiv-xv веков глубоких противоречий в орде, выразившихся в борьбе за власть между тохтамышем - с одной стороны, и ханом заволжской орды тимур-кутлу, поддержанным сибирским ханом шадибеком, - с другой. после смерти тохтамыша (1406х) борьба между наследниками этих двух династических ветвей резко обострилась.
вначале на престол золотой орды вступили сыновья тохтамыша, но все они правили недолго. наиболее заметным из них был джелял-эддин, который 2-й раз правил с 1411 года (1-й раз в 1407 когда он совершил переворот, свергнув при литовского князя витовта своего соперника, сына хана тимура-кутлу.
джелял-эддину удалось восстановить господство татар над россией и заставить василия i дмитриевича c 1412 г. вновь платить дань золотой орде. сын джелял-эддина, улу-мухаммед, вступивший (в 5-й раз) на престол в 1428 г. также поддерживал суверенитет орды на россией, однако в 1437 году в ханы был возведен кичи-мухаммед, внук соперника тохтамыша - хана тимур-кутлу. тем самым престол золотой орды был с тех пор окончательно закрыт для потомков тохтамыша.
однако улу-мухаммеду удалось договориться с новым ханом золотой орды о выделении ему периферийного западного улуса - крымских земель, куда он и удалился, став тем самым основателем нового крымского ханства. правда, пребывание его в этом новом качестве в крыму было крайне недолгим, поскольку он сразу же не поладил с местной феодальной верхушкой - крымскими мурзами протурецкой ориентации, а потому был изгнан ими из крыма в 1437 году.
уйдя оттуда, однако, не с пустыми руками, а во главе 3-тысячного войска, улу-мухаммед вторгся в пределы государства, заняв г.белев в заокской московии, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселенных землях между собственно московскими и крымскими владениями. посланное великим князем московским войско, которому было поручено изгнать улу-мухаммеда из пределов московского государства, хан 5 декабря 1437 г. разбил наголову в т.н. белевской битве и тем самым продемонстрировал и свою военную силу, и незаурядное полководческое искусство.
двигаясь далее на восток по заокским окраинам московских земель, улу-мухаммед, пройдя верховьями рек дона, воронежа, цны, хопра, вышел к суре и затем к волге в районе южнее казани, решив отторгнуть расположенные по средней волге, в засурье те владения золотой орды, которые граничили с московским великим княжеством.
своей столицей улу-мухаммед сделал казань, возникшую еще в середине xiii в. (ок. 1261 г., по другим сведениям почти на 100 лет раньше), и ставшую к тому времени значительным торговым центром поволжья, несмотря на то, что город подвергался частым раззорениям, в том числе и (1399). в.в.похлебкин указывает, что улу-мухаммед перенес казань на новое место на р.казанке, в 5 км от ее устья, однако другие исследователи считают, что на новом месте уже существовал город, центр небольшого удела (подробнее см. ниже раздел "казань").
палеолит представлен предполагаемой стоянкой «карама», пещерами окладникова, чагырской, логово гиены, страшно́й и денисовой и др. в 2008 году в денисовой пещере в слое № 11 была найдена последняя фаланга мизинца 9-ти летней девочки, жившей 48-50 тыс. лет назад. анализ днк позволил установить, что останки принадлежат денисовскому человеку, особой ветви в эволюции рода homo, отличной от неандертальцев и современных людей[1][2][3].
на грунтовом могильнике «тузовские бугры-1», расположенном в 30 км к югу от барнаула на протоке оби заломной, исследовано 37 погребений, 19 из которых относится к эпохе энеолита — ранней бронзы, остальные к эпохе раннего железа[4].
в конце vi — начале iii тыс. до н. э. на территории алтая появились группы представителей афанасьевской культуры бронзового века. племена афанасьевцев расселялись по алтаю, по рекам бии и катуни на юге и по оби на севере. это были раннескотоводческие племена протоевропеидов, основой жизни которых было отгонное скотоводство.
в i веке до н. э. на алтае существовала культура скифского типа, оставившая огромное количество уникальных памятников. основным занятием населения было скотоводство. люди летом кочевали по равнинам и предгорьям, а с началом зимы отгоняли скот в горные долины. оседлые племена в скифскую эпоху проживали в пределах от современной кулунды на западе до кузнецкого алатау на востоке и алтайских гор на юге.
с конца iii века — начала ii веков до н. э. и до конца i века до н. э. алтай находился в сфере влияния племенного союза хунну, предков гуннов, впоследствии покоривших многие европейские народы в процессе великого переселения народов. они создали первое в центральной азии раннеклассовое государство. массовое передвижение кочевых племен на запад сильно изменило облик населения региона. в лесной зоне начала складываться культура самодийского населения, западносибирских угров и раннетюркских элементов.
с конца xvi века население алтая — телеуты тесно сближается с племенами западных монголов-ойратов. в 1635 году ойраты объединились в единое обширное государство джунгарское ханство. большая часть алтайских племен была подчинена джунгарии.
xvii—xviii века