Самый распространенный транспорт у восточных славян в 9 - 12 вв. - речной. Для плавания по рекам и озерам использовали однодеревки - челны, выдолбленные из одного ствола дерева. Для более сложных морских путешествий однодеревку усовершенствовали, делали нашивки сверху бортов. Такие суда назывались насадами или набойными ладьями. В 11 -12 вв. на Руси начали строить корабли из досок. В 1151 г. в древнерусской летописи отмечено использование в сражении на Днепре военных кораблей с закрытой палубой для гребцов и площадкой для лучников. Археологами обнаружены остатки бревен от плотов, используемых для сплава леса еще в 9-10вв.
В 10 в. возрастает значение пути "из варяг в греки" - по рекам от Балтийского до Каспийского моря, с переходом от одной реки к другой волоком по суше (самое, кстати, опасное место, судно с товаром - лакомый кусочек для разбойников). Протяженность трассы около 2700 км, на преодоление этого расстояния уходило как минимум 90 суточных переходов. Так летом, зимой по льду прокладывали санные пути - т.н. "зимники".
С сухопутными дорогами и в те далекие времена были проблемы. Сухопутный транспорт был развит хуже. Не более 30-40 км суточный переход, 80 км если есть возможность поменять лошадей. Но и этот вид транспорта худо-бедно развивался. Лошадей стали подковывать с 11в. В "Повести временных лет" упоминается особая повинность населения - "повоз", т.е. перевозки княжеских гонцов и грузов.
Первая греческая колония на черноморских берегах возникла в 8 веке до н. э. , именно там, куда пристали мифические аргонавты — в устье реки Риони (по-гречески — Фасис) . Примерно в то же время основаны колонии на юге Черного моря — Синоп и Трапезунд (Трабзон) . В следующем столетии появились Истр и Ольвия (на северо-западе) , Танаис и Пантикапей — на севере. К тому времени, когда совершил свое путешествие в Черное море (а это было около 260 года до н. э. ) «отец истории» и великий географ античности Геродот, побережье Черного моря было уже освоено греческими колонистами. Геродот подробно записывал все свои впечатления, как и подобает научному исследователю. Здесь он был первым. Посетив Милетскую колонию на берегу Малой Азии, корабль вошел в проливы, ведущие в Понт Эвксинский (Море Гостеприимное) . Геродот назвал его «самым замечательным из морей, которым нельзя не любоваться» . Вспомнил Геродот о том, что полвека с того времени, когда его земляк Мандрокл (тоже с острова Самос) построил через пролив Босфор (его наименьшая ширина — 14 м) по приказу персидского царя Дария мост, по которому войска завоевателя вторглись в Скифию. Корабль двинулся вдоль восточного берега моря на север, не пропуская ни одного приморского поселения. И наконец достиг крупнейшей колонии в устье реки Гипанис (Южный Буг — Ольвия) . Ее построили выходцы из Милета. Несколько месяцев прожил Геродот в Ольвии, совершив плавания вверх по Южному Бугу до места, которое скифы называли «Священные пути» , побывал в лесах Борисфена (Днепра) , где познакомился с образом жизни скифов-землепашцев. Огромное впечатление произвели на Геродота бескрайние степи Северного Причерноморья, с их густым многотравьем, леса в низовьях Борисфена. Днепровские плавни удивили обилием птиц и рыбы, среди которой нередки и осетры. Узнал Геродот, что к северу от Скифии большую часть года выпадает снег и там среди озер, из которых вытекают реки, живет племя невров, каждую зиму превращающихся в волков (на самом-то деле они, видимо, просто одевались в шкуры) . Возможно, это предки славян. Борисфен и Гипанис впадают, по Геродоту, в большое озеро (на самом деле это Днепро-Бугский лиман) . Кроме двух этих рек, Геродот пишет и об Истре (Дунае) , называя его «величайшей из всех известных рек» , Тире (Днестре) , Танаисе (Доне) и его притоке Гиркисе (Северском Донце) . Собрал Геродот сведения и о живущих к востоку от Скифии, в степях Волго-Донского водораздела, савроматах. Через их земли текут реки Оар (Волга) и Яик (Урал) . К северу от них, в непроходимых лесах, обитают рыжеволосые и голубоглазые будины, поедающие шишки. В окружении кочующих будинов, на отвоеванных у леса участках, живут потомки греков — земледельцы и садоводы; еще восточнее, в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) , — плосколицые аргипеи, питающиеся молоком и черешней. А в самых горах, как рассказывают эти люди, очевидно, принадлежащие к монголоидной расе, обитают люди с козьими ногами и те, что спят по шесть месяцев в году. «Но я совсем этому не верю» , — замечает Геродот, хотя в этом сообщении содержится информация о северных широтах, где полгода господствует ночь. Затем Геродот покинул Скифию. На попутном корабле он пересек море и оказался на южном берегу Понта, в живописной бухте Синоп. Там он пересел на корабль, направлявшийся за вином, фруктами, медом, корабельным лаком и смолой в страну, которую некогда посетили мифические аргонавты, в Колхиду. По пути были заходы и в другие колонии, расположившиеся в устьях рек. Наконец, прибыли в Фасис, в устье Риони. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему говорили, что это потомки египтян, приплывших на кавказский берег Черного моря на корабле одного из египетских фараонов. И это было очень давно.
Самый распространенный транспорт у восточных славян в 9 - 12 вв. - речной. Для плавания по рекам и озерам использовали однодеревки - челны, выдолбленные из одного ствола дерева. Для более сложных морских путешествий однодеревку усовершенствовали, делали нашивки сверху бортов. Такие суда назывались насадами или набойными ладьями. В 11 -12 вв. на Руси начали строить корабли из досок. В 1151 г. в древнерусской летописи отмечено использование в сражении на Днепре военных кораблей с закрытой палубой для гребцов и площадкой для лучников. Археологами обнаружены остатки бревен от плотов, используемых для сплава леса еще в 9-10вв.
В 10 в. возрастает значение пути "из варяг в греки" - по рекам от Балтийского до Каспийского моря, с переходом от одной реки к другой волоком по суше (самое, кстати, опасное место, судно с товаром - лакомый кусочек для разбойников). Протяженность трассы около 2700 км, на преодоление этого расстояния уходило как минимум 90 суточных переходов. Так летом, зимой по льду прокладывали санные пути - т.н. "зимники".
С сухопутными дорогами и в те далекие времена были проблемы. Сухопутный транспорт был развит хуже. Не более 30-40 км суточный переход, 80 км если есть возможность поменять лошадей. Но и этот вид транспорта худо-бедно развивался. Лошадей стали подковывать с 11в. В "Повести временных лет" упоминается особая повинность населения - "повоз", т.е. перевозки княжеских гонцов и грузов.
К тому времени, когда совершил свое путешествие в Черное море (а это было около 260 года до н. э. ) «отец истории» и великий географ античности Геродот, побережье Черного моря было уже освоено греческими колонистами. Геродот подробно записывал все свои впечатления, как и подобает научному исследователю. Здесь он был первым. Посетив Милетскую колонию на берегу Малой Азии, корабль вошел в проливы, ведущие в Понт Эвксинский (Море Гостеприимное) . Геродот назвал его «самым замечательным из морей, которым нельзя не любоваться» . Вспомнил Геродот о том, что полвека с того времени, когда его земляк Мандрокл (тоже с острова Самос) построил через пролив Босфор (его наименьшая ширина — 14 м) по приказу персидского царя Дария мост, по которому войска завоевателя вторглись в Скифию.
Корабль двинулся вдоль восточного берега моря на север, не пропуская ни одного приморского поселения. И наконец достиг крупнейшей колонии в устье реки Гипанис (Южный Буг — Ольвия) . Ее построили выходцы из Милета. Несколько месяцев прожил Геродот в Ольвии, совершив плавания вверх по Южному Бугу до места, которое скифы называли «Священные пути» , побывал в лесах Борисфена (Днепра) , где познакомился с образом жизни скифов-землепашцев. Огромное впечатление произвели на Геродота бескрайние степи Северного Причерноморья, с их густым многотравьем, леса в низовьях Борисфена. Днепровские плавни удивили обилием птиц и рыбы, среди которой нередки и осетры. Узнал Геродот, что к северу от Скифии большую часть года выпадает снег и там среди озер, из которых вытекают реки, живет племя невров, каждую зиму превращающихся в волков (на самом-то деле они, видимо, просто одевались в шкуры) . Возможно, это предки славян.
Борисфен и Гипанис впадают, по Геродоту, в большое озеро (на самом деле это Днепро-Бугский лиман) . Кроме двух этих рек, Геродот пишет и об Истре (Дунае) , называя его «величайшей из всех известных рек» , Тире (Днестре) , Танаисе (Доне) и его притоке Гиркисе (Северском Донце) .
Собрал Геродот сведения и о живущих к востоку от Скифии, в степях Волго-Донского водораздела, савроматах. Через их земли текут реки Оар (Волга) и Яик (Урал) . К северу от них, в непроходимых лесах, обитают рыжеволосые и голубоглазые будины, поедающие шишки. В окружении кочующих будинов, на отвоеванных у леса участках, живут потомки греков — земледельцы и садоводы; еще восточнее, в предгорьях неприступных Рифейских гор (Урала) , — плосколицые аргипеи, питающиеся молоком и черешней. А в самых горах, как рассказывают эти люди, очевидно, принадлежащие к монголоидной расе, обитают люди с козьими ногами и те, что спят по шесть месяцев в году. «Но я совсем этому не верю» , — замечает Геродот, хотя в этом сообщении содержится информация о северных широтах, где полгода господствует ночь.
Затем Геродот покинул Скифию. На попутном корабле он пересек море и оказался на южном берегу Понта, в живописной бухте Синоп. Там он пересел на корабль, направлявшийся за вином, фруктами, медом, корабельным лаком и смолой в страну, которую некогда посетили мифические аргонавты, в Колхиду. По пути были заходы и в другие колонии, расположившиеся в устьях рек. Наконец, прибыли в Фасис, в устье Риони. Геродот удивился, увидев среди жителей Колхиды темнокожих людей с курчавыми волосами. Ему говорили, что это потомки египтян, приплывших на кавказский берег Черного моря на корабле одного из египетских фараонов. И это было очень давно.