Николаевское правительство попыталось разработать собственную идеологию и внедрить ее в школы, университеты, печать. Главным идеологом самодержавия стал министр народного просвещения граф С. С. Уваров, выдвинувший теорию «официальной народности» («самодержавие, православие, народность» ) . По этой теории пассивность народа, наблюдавшаяся в первой половине XIX в. , представлялась в качестве самобытных, исконных черт русского характера, а дворянско-интеллигентская революционность изображалась как испорченность образованной части общества влиянием чуждых России западных идей. В сочинениях официальных писателей восхвалялись существующие в России порядки, «самобытная» Россия противопоставлялась «растленному» Западу. Для многих здравомыслящих людей была очевидна надуманность казенной «теории» , однако открыто об этом не говорили. Поэтому такое сильное впечатление произвело на современников опубликованное в 1836 г. в журнале «Телескоп» «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева, который с горечью и негодованием говорил об изоляции России от идейных течений Запада, о духовном застое, навязанном правительством. По распоряжению царя Чаадаев был объявлен сумасшедшим. В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники» , — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.
За восемь веков - со времени падения Византии и основания Латинской империи в 1204 году - из Константинополя, Иерусалима и других мест Востока в Рим были перенесены многие святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. По количеству святынь, имеющих вселенское значение, Рим превосходит все города Европы. И так же, как в Святую Землю Иерусалим, в Вечный город Рим всегда стекались тысячи паломников со всего мира, в том числе из России.
Но Рим - это не только его христианские ценности. Они здесь неотделимы от всего культурно-исторического богатства "Города семи холмов и всей земли повелителя". Он издавна стал восприниматься еще и как символ творческой энергии Человека, воспетой знаменитыми художниками, поэтами и кинематографистами.
Археологические раскопки последнего времени открыли прекрасную возможность не только рассказать о судьбах великих подвижников веры, но и показать реальную среду, в которой они жили и свершали свое служение.
Смысл фильма в самом обобщенном виде сводится к идее воплотившегося пророчества Христа о гонениях на веру и верующих, повторения первыми христианами страстей самого Иисуса, героической твердости их в следовании избранным путем. Это рассказ о "соли земли".
Основа каждой серии - судьба простого человека, восшедшего до вершин святости. Ударный акцент ставится как раз на обычность этих людей, на их вовсе не героические характеры. Чуть ли не случайно избранные, они искренне и полностью приняли трагическую и светлую миссию и исполнили ее до конца.
В царствование Николая сложился громадный бюрократический аппарат. Появлялись новые министерства, ведомства; к 1857 г. число чиновников выросло в пять раз по сравнению с началом века. Бюрократическое управление, отличающееся канцелярской волокитой и бумагомарательством, породило круговую безответственность за принятые решения: мелкие чиновники готовили доклады, начальники, не вникая, подписывали — в итоге никто ни за что не отвечал. К тому же министрами нередко становились армейские генералы, мало знакомые с деятельностью вверенного им министерства. «Россией правят столоначальники» , — сказал однажды Николай, подметив роль среднего чиновничества в решении разных дел. Бюрократия четко соблюдала свои интересы, выдавая их за государственные нужды; разрастались штаты министерств и ведомств, а вместе с ними — внешнеполитические амбиции и военные расходы. При этом наука, культура и образование финансировались крайне скудно. Предел всевластию бюрократии мог быть положен только введением подлинно конституционного строя.
Но Рим - это не только его христианские ценности. Они здесь неотделимы от всего культурно-исторического богатства "Города семи холмов и всей земли повелителя". Он издавна стал восприниматься еще и как символ творческой энергии Человека, воспетой знаменитыми художниками, поэтами и кинематографистами.
Археологические раскопки последнего времени открыли прекрасную возможность не только рассказать о судьбах великих подвижников веры, но и показать реальную среду, в которой они жили и свершали свое служение.
Смысл фильма в самом обобщенном виде сводится к идее воплотившегося пророчества Христа о гонениях на веру и верующих, повторения первыми христианами страстей самого Иисуса, героической твердости их в следовании избранным путем. Это рассказ о "соли земли".
Основа каждой серии - судьба простого человека, восшедшего до вершин святости. Ударный акцент ставится как раз на обычность этих людей, на их вовсе не героические характеры. Чуть ли не случайно избранные, они искренне и полностью приняли трагическую и светлую миссию и исполнили ее до конца.