Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата, а многоснежная зима 840 г. стала причиной массового падежа скота, голода и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на кыргызов. Ажо бросил под стены столицы уйгурского кагана Орду-Балыка стотысячную армию, которая наголову разгромила уйгурское войско, взяла, разграбила и сожгла ставку. Каган уйгуров пал в бою. Остатки его народа от истребления, бежали в Китай, Забайкалье и Восточный Туркестан, оставив в руках кыргызов земли, скот и накопленные сокровища.
В 843 Г., преследуя уйгуров, кыргызы вторглись В Восточный Туркестан, где взяли города Аньси и Беш-балык. Их сильные отряды вели успешные действия в Восточной Монголии, в Джунгарии и Забайкалье. В 848 г. последний претендент на уйгурский престол, скрывавшийся у татабов, а затем у татар (шивэй), с женой, сыном и эскортом всего из девяти всадников уехал в степь и пропал без вести. Надежды уйгуров на реванш рухнули окончательно.
На развалинах Уйгурского каганата в середине IX в. возникла держава кыргызов. Границы ее вырисовываются вполне определенно: «Хягас (Кыргыз. - Ред.) было сильное государство; по пространству равнялось тукуеским владениям (имеются в виду пределы Второго Тюркского каганата. - Ред.). На восток простиралось до Гулигани (Прибайкалье), на юг - до Тибета (Восточный Туркестан. - Ред.), на юго-запад - до Гэлолу (Семиречье) » (Там же. – С. 354). Примерные северные границы намечены по археологическим памятникам: они достигали современных городов Томска и Красноярска. Время, когда кыргызы сумели подчинить себе просторы Центральной Азии (IX-X вв.), справедливо названо «кыргызским великодержавием».
Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформировалась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политических течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»1.
По-разному представители этих течений относились, в частности, к вопросу государственного устройства Казахстана, что окончательно оформилось в ходе революционных событий 1917-1920-х годах ХХ в. Так называемые «западники» видели будущее казахов в составе России, но России демократической, свободной от монархической власти. Наиболее ярко взгляды этой части национальной интеллигенции нашли отражение в первом разделе проекта программы партии «Алаш», который назывался «Форма государства». Среди авторов этого проекта — А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Говоря о демократической федеративной России, авторы проекта значение федерации видели в «... объединении равных (подчеркнуто нами) государств». В проекте программы говорилось: «В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но они будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется». Эти тезисы напрямую пересекались с положениями «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. (ср.: Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик). Авторы проекта предлагали «. парламентскую республику с двухпалатной структурой высшего представительного органа: Учредительное собрание и Государственная Дума»2. Эти положения были внове для того времени не только для казахской степи, но и для Центральной России.
Военные неудачи обострили усобицу внутри Уйгурского каганата, а многоснежная зима 840 г. стала причиной массового падежа скота, голода и эпидемии. В это тяжелое время один из мятежных уйгурских вельмож призвал на кыргызов. Ажо бросил под стены столицы уйгурского кагана Орду-Балыка стотысячную армию, которая наголову разгромила уйгурское войско, взяла, разграбила и сожгла ставку. Каган уйгуров пал в бою. Остатки его народа от истребления, бежали в Китай, Забайкалье и Восточный Туркестан, оставив в руках кыргызов земли, скот и накопленные сокровища.
В 843 Г., преследуя уйгуров, кыргызы вторглись В Восточный Туркестан, где взяли города Аньси и Беш-балык. Их сильные отряды вели успешные действия в Восточной Монголии, в Джунгарии и Забайкалье. В 848 г. последний претендент на уйгурский престол, скрывавшийся у татабов, а затем у татар (шивэй), с женой, сыном и эскортом всего из девяти всадников уехал в степь и пропал без вести. Надежды уйгуров на реванш рухнули окончательно.
На развалинах Уйгурского каганата в середине IX в. возникла держава кыргызов. Границы ее вырисовываются вполне определенно: «Хягас (Кыргыз. - Ред.) было сильное государство; по пространству равнялось тукуеским владениям (имеются в виду пределы Второго Тюркского каганата. - Ред.). На восток простиралось до Гулигани (Прибайкалье), на юг - до Тибета (Восточный Туркестан. - Ред.), на юго-запад - до Гэлолу (Семиречье) » (Там же. – С. 354). Примерные северные границы намечены по археологическим памятникам: они достигали современных городов Томска и Красноярска. Время, когда кыргызы сумели подчинить себе просторы Центральной Азии (IX-X вв.), справедливо названо «кыргызским великодержавием».
Объяснение:
Одной из особенностей казахской национальной интеллигенции было то, что она сформировалась на стыке взаимодействия и контакта двух социумов — русского и местного традиционного. Большинство представителей национальной интеллигенции получили высшее образование в учебных заведениях России, что наложило отпечаток на формирование их мировоззрения. Другое направление оформилось под влиянием Востока. Это не могло не отразиться на оформлении основных политических течений в казахской степи начала ХХ в., о чем в свое время писал и А.Букейханов: «В ближайшем будущем в степи, вероятно, организуются две политические партии, соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одно из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с другими мусульманами. Другое, западническое направление, видит будущее киргизской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова»1.
По-разному представители этих течений относились, в частности, к вопросу государственного устройства Казахстана, что окончательно оформилось в ходе революционных событий 1917-1920-х годах ХХ в. Так называемые «западники» видели будущее казахов в составе России, но России демократической, свободной от монархической власти. Наиболее ярко взгляды этой части национальной интеллигенции нашли отражение в первом разделе проекта программы партии «Алаш», который назывался «Форма государства». Среди авторов этого проекта — А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов и другие. Говоря о демократической федеративной России, авторы проекта значение федерации видели в «... объединении равных (подчеркнуто нами) государств». В проекте программы говорилось: «В федеративной республике каждое государство будет самостоятельным, но они будут совместно сотрудничать. Каждое из них самоуправляется». Эти тезисы напрямую пересекались с положениями «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», принятой на III Всероссийском съезде Советов в 1918 г. (ср.: Советская Российская республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных республик). Авторы проекта предлагали «. парламентскую республику с двухпалатной структурой высшего представительного органа: Учредительное собрание и Государственная Дума»2. Эти положения были внове для того времени не только для казахской степи, но и для Центральной России.
Объяснение: