За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.
Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.
С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.
В традиционной японской историографии, принятой и европейской исторической наукой, XVI век делится на две неравные части. Его первые три четверти (до 1573 года) относятся к периоду Асикага, то есть времени, когда у власти находились сегуны из дома Асикага1, правление которых началось еще в 1334 году; последняя четверть XVI столетия обозначается как период Момояма, продолжавшийся до 1615 года, времени окончательного утверждения у кормила власти сегунов из дома Токугава.
1 (Номинально во главе Японского государства стоял император, но с XII в. реальная власть в стране принадлежала военным диктаторам - сегунам. Власть сегунов была наследственной.)
На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились.
2 (См.: Гальперин A. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего средневековья. М., 1963, с. 13. К концу XVI в. население Японии составляло около 18 млн. (см.: Yazaki Таkeo. Social Change and the City Life in Japan. Tokyo, 1968, p. 133). )
Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.
3 (См.: Поздняков Г. И. Прогрессивная японская историография о характере феодализма в Японии. - "Народы Азии и Африки", 1968, №3, с. 168.)
4 (Общественное положение в средневековой Японии было связано с количеством риса, полученным с земель; статус даймё определялся доходом свыше 10 тыс. коку риса (1 коку равен примерно 150 кг).)
В условиях многолетних междоусобных войн даймё вынуждены были укреплять свои резиденции и содержать собственные вооруженные силы, что наряду с большими доходами составляло основу их могущества и независимости. Вассалы даймё должны были селиться вокруг их замков. Самураи-дружинники, обслуживающие замок ремесленники и торговцы составляли первое население новых призамковых городов. Процесс переселения в города вассалов даймё и
Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.
С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.
1 (Номинально во главе Японского государства стоял император, но с XII в. реальная власть в стране принадлежала военным диктаторам - сегунам. Власть сегунов была наследственной.)
На рубеже XV и XVI веков Япония находилась в состоянии глубокого кризиса. Междоусобные феодальные войны, начавшиеся в 60-х годах (так называемые войны годов Онин, 1467-1477), были началом почти столетнего периода "Смутного времени" (Сэнгоку дзидай), когда в стране фактически не было единой власти. К концу XV столетия Япония занимала территорию, почти равную современной, за исключением северного острова Хоккайдо и южных островов Рюкю. Население ее составляло около 16-17 миллионов2. В тот период по сравнению с соседними государствами - Китаем и Кореей - Япония была не только слабой в политическом отношении, но и экономически более отсталой страной. А в XVII столетие она вступала как мощное централизованное государство, экономика которого была значительно упорядочена и переживала большой подъем. За это время произошли существенные изменения и в социальной структуре японского общества, во влиянии и взаимоотношениях различных слоев населения. Все это отразилось на сфере духовной культуры, внутренние процессы развития которой значительно усложнились.
2 (См.: Гальперин A. Л. Очерки социально-политической истории Японии в период позднего средневековья. М., 1963, с. 13. К концу XVI в. население Японии составляло около 18 млн. (см.: Yazaki Таkeo. Social Change and the City Life in Japan. Tokyo, 1968, p. 133). )
Как отмечают историки, основой всех изменений в Японии XVI века был переход к новой системе землевладения и создание крупных феодальных княжеств, иногда объединявших несколько провинций3. Владельцами почти всех земель стали представители верхушки военного сословия - князья даймё (дословно "большое имя")4. В ожесточенной борьбе друг с другом они увеличивали свои владения, и процесс этот продолжался до середины XVI века. Не подчинявшиеся центральной власти, даймё были заинтересованы в увеличении собственных доходов, а следовательно, в развитии экономики своих княжеств. Кроме выращивания риса, основной сельскохозяйственной культуры Японии, они поощряли ремесла и торговлю, строили дороги, корабли для каботажного плавания и экспедиций в соседние страны. Столицы княжеств постепенно становились не только административными и хозяйственными, но и культурными центрами.
3 (См.: Поздняков Г. И. Прогрессивная японская историография о характере феодализма в Японии. - "Народы Азии и Африки", 1968, №3, с. 168.)
4 (Общественное положение в средневековой Японии было связано с количеством риса, полученным с земель; статус даймё определялся доходом свыше 10 тыс. коку риса (1 коку равен примерно 150 кг).)
В условиях многолетних междоусобных войн даймё вынуждены были укреплять свои резиденции и содержать собственные вооруженные силы, что наряду с большими доходами составляло основу их могущества и независимости. Вассалы даймё должны были селиться вокруг их замков. Самураи-дружинники, обслуживающие замок ремесленники и торговцы составляли первое население новых призамковых городов. Процесс переселения в города вассалов даймё и