Основные территориальные приобретения второй половины xix в . россия сделала на северном кавказе, в средней азии и на дальнем востоке. замирение северного кавказа стало главным результатом длившейся почти полвека кавказской войны (1817—1864). пленение имама шамиля в 1859 г. и отказ адыгейских племен от сопротивления были ее последними актами. продвижение в среднюю азию стало возможным после присоединения к россии всего казахстана (50-е гг. xix в отсюда было развернуто военное давление на кокандское, бухарское и хивинское ханства. к середине 70-х гг. во вновь созданное туркестанское генерал-губернаторство с центром в ташкенте вошли территории коканд-ского ханства. хивинский хан уступил россии земли по правому берегу амударьи и, как и бухарский эмир, признал протекторат россии. в начале 80-х гг. завершилось подчинение туркменских племен, вошедших в состав закаспийской области. к 90-м гг. удалось договориться с , обеспокоенной успехами россии, о четком разграничении сфер влияния и территорий в средней азии. в частности, за россией оставался памир, а хива и бухара находились от нее в зависимости. на дальнем востоке россия получила от китая амурскую область (договор 1858 г. ) и уссурийский край (договор 1860 г.) . было заключено два договора с японией — в 1855 и 1875 гг. согласно договору 1875 г. россия получала остров сахалин, а япония — острова курильской гряды. освоение дальнего востока россией происходило довольно медленно. и стратегические выгоды от обладания огромным краем, имевшим непосредственный выход к тихому океану, власти начали осознавать лишь к концу 80-х — 90-м гг. строительство транссибирской железнодорожной магистрали свидетельствовало о намерениях россии укрепиться на дальнем востоке всерьез и навсегда. российская империя в xix в . была многонациональной и многоконфессиональной державой. ее и этнической основой являлся народ. россия была православной монархией, в которой православная церковь занимала ведущие позиции. показательно, что в документе, удостоверяющем личность человека, указывалась не его национальность, а вероисповедание. крупнейшими наряду с этносами были во второй половине xix в . украинцы, белорусы, поляки, татары, немцы, башкиры, финны, евреи и др. ; россияне исповедовали православие, ислам, католицизм, протестантизм, буддизм, иудаизм. успешная национальная политика являлась непременным условием стабильности и целостности страны. дать ее характеристику чрезвычайно сложно, приходится говорить, что она не была целостной и имела существенные особенности по регионам. кроме того, относительно либеральная национальная политика александра ii существенно отличалась от национальной политики александра iii, взявшего курс на русификацию. максимальной автономией в развитии национальной культуры, языка, обычаев пользовалась финляндия; в средней азии на языке велось лишь официальное делопроизводство, во всем остальном местное население придерживалось национальных традиций, обрядов, верований, языка. либеральной в целом была национальная политика в . гибкая политика проводилась в отношении народов поволжья, закавказья, алтая, якутии и др. : приобщая их к культуре, центральная власть вместе с тем вносила существенную лепту в формирование национальной интеллигенции, развитие письменности и языка, создание системы образования. на украине и в белоруссии национальная политика имела более жесткий характер. принимались распоряжения, запрещавшие печатать на украинском и языках учебную , гонениям подвергались представители национальной интеллигенции, нередко обвинявшейся в сепаратизме и национальном эгоизме. похожей была ситуация в польше, где русификация признавалась одной из целей национальной политики.
Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны десятки тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы. Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.На рубеже 40-50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». В конце 40-х годов космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и Гражданской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась «проработками» и административными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы в период культа личности Сталина вызвали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.
Война нанесла значительный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разрушены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за пределы страны десятки тысяч книг. С фронта не вернулись многие талантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специалистов в вузах. В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало средства для развития науки, народного образования, искусства. Возрождение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгнания врага с оккупированных территорий и продолжалось в последующие годы. Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в культурную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий «идеологический фронт», где главный удар следовало направить против остатков буржуазных взглядов и низкопоклонства перед культурой буржуазного Запада, против отступления от марксизма в науке, литературе и искусстве.На рубеже 40-50-х годов ЦК партии организовал дискуссии по вопросам философии, политэкономии и языкознания. Участие в них наряду с представителями науки принимали руководители партии и государства. Так, в дискуссии, организованной с целью обсуждения книги Г.Ф. Александрова по истории западноевропейской философии, принял участие А.А. Жданов. Он обвинил автора учебника в преклонении перед буржуазной западной философией, призвал советских ученых «возглавить борьбу против растленной и гнусной буржуазной идеологии». В конце 40-х годов космополитами были объявлены представители науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось «преклонение перед всем западным». Особенно сильно эта кампания затронула историческую науку. Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.) были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом историческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего класса в победе Октябрьской революции и Гражданской войне, в построении социалистического общества. Борьба с космополитизмом сопровождалась «проработками» и административными мерами против известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в науке. Административное вмешательство в творческую деятельность представителей культуры, борьба с «буржуазной идеологией», политические оценки художественного творчества и научной работы в период культа личности Сталина вызвали глубокие деформации в развитии духовной жизни общества.