Так же как и в предшествующие периоды, бытовые условия жизни русских людей, принадлежащих к разным слоям общества, в 13 в. отличались главным образом богатством, но были сходны по типу. И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело 2-3 этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, а в бедных домах затягивались бычьим пузырем. Но архитектура жилищ была однотипной. В домах стояли деревянные столы, скамьи, вдоль стен - лавки. У князей, в боярских домах еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью. Избы бедняков по вечерам освещали деревянные лучины.Князь, бояре и другие знатные люди проживали в городах и имели свои усадьбы. Городу подчинялась обширная сельская округа, с которой люди князя собирали дань. Впервые города на Руси упоминаются в письменных источниках IX века. К середине XIII в., по материалам археологических наблюдений, насчитывалось 758 укрепленных поселений. Города служили центром торгового обмена. Городские рынки по преимуществу имели местное значение.Торговали русские купцы с Золотой Ордой и Средней Азией, Кавказом и Крымом, Византией и Италией, Литвой и странами Балтии.В городах насчитывались десятки ремесленных профессий. Древние гончары умели кроме посуды делать детские игрушки, кирпичи, облицовочную плитку. Самым распространенным было кузнечное дело. Кузнецы производили разнообразные орудия: косы, серпы, топоры и др.Высочайшего уровня достигло искусство русских оружейников. Русские мечи, кольчуги, боевые щиты и шлемы высоко ценились в Польше и Венгрии, Дании и Швеции. Появляются и новшества – литье пушек, чеканка серебряной монеты (со второй половины XIV века). Бумаги тогда не было, и писали на кусочках березовой коры - бересте: царапали или продавливали буквы специальными заостренными палочками из металла или кости - писалами. Школ тогда не было и люди перенимали грамоту друг у друга. Позже в качестве писчего материала начинают использовать бумагу. Книги еще печатать не умели, и переписывали их вручную на листах специально выделанной кожи – пергаменте, которые затем сшивали в тяжелые книги с деревянными или металлическими обложками. Для переписывания книг нужны были грамотные люди. На Руси грамоту знали не только монахи, но и князья, бояре, торговые люди, ремесленники. - Пища большинства населения в урожайные годы была обильна и достаточно разнообразна. Основой ее оставался хлеб. Из ржаной муки выпекали оладьи, лепешки, блины. Из пшеничной муки выпекали калачи. Сдобное тесто шло на пироги с маком, медом, капустой, репой, грибами, мясом, кашей. Каши были распространены всевозможные: гречневая, овсяная, пшенная, ячменная. Из зерна готовили разнообразные напитки, особенно любили хлебный квас и ячменное пиво. Из ягод делали кисель. Посуда, употреблявшаяся в богатых и бедных домах, чаще всего не различалась по форме. Ложки и миски, чашки и кувшины изготовлялись с соблюдением одних и тех же традиций. Но, если в боярских домах они были серебряными и оловянными, то у бедноты – глиняными да деревянными. Картофеля на Руси до XVIII века не знали, в повседневном рационе его заменяла репа. Грибы ели вареными, жареными, солеными. Из мясных продуктов наиболее распространена была баранина. Мясо ели не только свежим, но и заготовляли его впрок, делая солонину. Рыбу употребляли в пищу и свежей, и соленой, и сушеной, и вяленой. Сахара не было, зато широко использовался мед. Существовало немало постных дней, когда запрещалось употребление молочных и мясных продуктов. Особенно строг был Великий Пост, начинавшийся после Масленицы и продолжавшийся до Пасхи. В эти дни запрещалось употребление даже рыбы. Так питались и крестьяне, и горожане. На Пасху пекли куличи, делали творожную пасху и красили яйца. Пасхальное яйцо – символ жизни – напоминало о воскресении Христа.
1. Монастыри являлись культурными центрами (переписка книг, ведение исторических хроник) . 2. Монастыри являлись центрами культивирования завезенных из Византии технологий и искусств (иконопись, рисование миниатюр, изготовление ювелирных изделий) . 3. Монастыри являлись центрами распространения византийской медицины, там лечили по заветам Галена и Эразистрата (в отличие от бытовавшей на Руси знахарской медицины) . 4. Монастыри являлись важными оборонными пунктами в случае нападения врагов (в качестве крепостей; монахи проходили воинскую подготовку, в стенах монастырей пряталось от врагов население) . 5. Монастыри являлись элементом структуры феодального общества (им принадлежали земли, обрабатываемые зависимыми крестьянами) . 6. Религиозные центры.
2. Монастыри являлись центрами культивирования завезенных из Византии технологий и искусств (иконопись, рисование миниатюр, изготовление ювелирных изделий) .
3. Монастыри являлись центрами распространения византийской медицины, там лечили по заветам Галена и Эразистрата (в отличие от бытовавшей на Руси знахарской медицины) .
4. Монастыри являлись важными оборонными пунктами в случае нападения врагов (в качестве крепостей; монахи проходили воинскую подготовку, в стенах монастырей пряталось от врагов население) .
5. Монастыри являлись элементом структуры феодального общества (им принадлежали земли, обрабатываемые зависимыми крестьянами) .
6. Религиозные центры.