Повесть посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Фактический материал автор черпал из летописной повести, а литературным образцом ему служило «Слово о полку Игореве» – он использовал поэтический план и художественные приемы «Слова» . В повести сопоставляются события и настоящего. В этом проявляется, по словам Д. С. Лихачева, пафос исторического замысла. Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость.
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Его рассказ, как и в «Слове о полку Игореве» , переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликовское поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу» . «Жалость» — это плач по погибшим. «Похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых.
По традиции предков славян - скифов произво- дят от магога - внука ноя через иафета. брат его, по библии, - го- мер. в этом имени угадывается почти не измененное имя племени ким- мерийцев, соседей скифов, близких к ним по языку и культуре. один их христианских отцов церкви евсевий иероним в "книге ев- рейских вопросов на < < бытие> > " писал: "у иафета, сына ноева, родилось семь сынов, которые занимали землю в азии от аммана до тавра, гор келесирии и киликии, до реки танаиса ( дон ), а в европе до самых гидир, оставляя местностям и имена, из которых впоследствии огромное большинство изме- нилось, а остальные остаются, как были. гомер - суть галаты ( в библейском имени гомер не без основания видят эквивалент асси- рийского gimirrai, что должно соответствовать древнегреческим киммерийцам ), магог - скифы, тирас - фракийцы. " отождествление магога со скифами было произведено еще римским иосифом флавием. заметим, что скифы, киммерийцы и фра- кийцы - народы-соседи. сравним библейскую родословную славян со скифской. скифская, в пересказе греческого геродота, выглядела следующим образом: от первого человека таргитая ( по геродоту - сына зевса и дочери реки борисфена-днепра ) родилось три сына - липоксай, апроксай и колаксай. когда они подросли, с неба упали зо- лотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. ни старший, ни средний брат из-за страшного жара, исходящего от этих предметов, не сумели их поднять. сумел лишь младший брат колаксай, его и считают своим родоначальником скифы. следы древней, пересказанной геродотом родословной сохрани- лись и в велесовой книге, в которой также есть упоминание о вожде кола: "се/бо/утвре/коле/а/брендешете/онрец/за/не" (выбрали кола, и он был для них вождем) /вел. i.6а, 8/. упоминается этот кола в легенде о первопредках после скифа - прародителя скифов. мы во тьме тысячелетий нашли упоминание о предках славян. среди них, конечно, были не только скифы-пахари, но и многие дру- гие, в том числе и неарийские народы. но скифская культура оказала самое большое влияние на культуру славян. ее следы мы находим по- всюду - в мифах, в изобразительном искусстве, в языке. скифы-праславяне жили в лесостепном приднепровье, где задол- го до нашей эры складывались первые славянские мифы. они соседст- вовали с греками из греческих колоний, обогащали свою культуру об- щением с греческой культурой, торговали с греками. такую картину археологические раскопки северного причерноморья. об этой же торговле говорят и тексты дощечек велесовой книги. но не обязате- льно искать корни легенд об ирии лишь в приднепровье, поскольку жили скифы-праславяне и иные родственные им индо-арии также на другом берегу черного моря - в малой азии.
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Его рассказ, как и в «Слове о полку Игореве» , переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликовское поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу» . «Жалость» — это плач по погибшим. «Похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых.