Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).
В 6745 (1237) году «безбожный царь» Батый подошёл к Рязани и стал на реке Воронеж. Он требовал себе десятой части богатства. Местный князь Юрий Ингваревич занял нерешительную позицию, с одной стороны он послал за подмогой во Владимир к великому князю Юрию Всеволодовичу, а с другой — одарил Батыя подарками. Однако, узнав от одного рязанского воеводы, что в городе есть красивая женщина Евпраксия, сноха князя, Батый потребовал её к себе. Её муж Фёдор (сын рязанского князя) начал возражать, но был убит. Сама Евпраксия покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с терема. После этого началась битва, в которой полегло почти всё рязанское войско во главе с князем. 21 декабря была взята и Рязань, жители которой подверглись поголовному уничтожению. В это время один рязанский воевода — Евпатий Коловрат — оказался в Чернигове. Возвратившись, он увидел разорённую Рязань и с небольшой дружиной в 1700 воинов отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны.
Согласно «Повести», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
1.Борьба между княжеской властью и боярством была основным содержанием политической жизни русских княжеств со второй половины XII века. Немаловажной причиной политической раздробленности Руси был рост и усиление городов как центров политической и экономической жизни.2.До Любеченского съезда, пока действовало лествичное право, единство Киевской Руси было выгодно многим князьям:лествичное наследование позволяло каждому из них, кто переживет старших братьев, претендовать на власть в Киеве. На Любеченском съедение власть Киева стала невыгодна удельными князьями, владения которых были закреплены за ними в вотчину, то есть в на следственном порядке. Они больше не могли претендовать на Киев, и для всех их потомков их землей становились только их удельные княжества. Тогда эти князья стали стремиться к независимости от Киева, и на этом Киевская Русь как единое государство и закончилось. 3.Полному распаду Руси препятствовала церковь. Она выступала за объединение земель, при этом являясь основной идеологией государства (т. е. к церкви прислушивались даже чаще, чем к представителям власти)4.В период раздробленности удельные княжества превратились в автономии. В каждом удельном княжестве был наместник Великого князя-удельный князь, власть которого в княжестве росла. Система управления Единого Древнерусского государства до периода раздробленности практически рассеялось в множестве автономных княжеств. Титул Великого князя истратил былую власть в княжествах. Для согласия внешний политики были организованы княжеские съезды, на которых князья выстраивали общую внешнюю политику.
Объяснение:
Повесть о разорении Рязани Батыем — произведение древнерусской литературы. Посвящено взятию Рязани монголо-татарами в декабре 1237 года. Сохранилось в списках, самые старшие из которых датируются концом XVI века. В трёх древнейших списках отражены три разновидности текста (по классификации Д. С. Лихачева).
В 6745 (1237) году «безбожный царь» Батый подошёл к Рязани и стал на реке Воронеж. Он требовал себе десятой части богатства. Местный князь Юрий Ингваревич занял нерешительную позицию, с одной стороны он послал за подмогой во Владимир к великому князю Юрию Всеволодовичу, а с другой — одарил Батыя подарками. Однако, узнав от одного рязанского воеводы, что в городе есть красивая женщина Евпраксия, сноха князя, Батый потребовал её к себе. Её муж Фёдор (сын рязанского князя) начал возражать, но был убит. Сама Евпраксия покончила жизнь самоубийством, спрыгнув с терема. После этого началась битва, в которой полегло почти всё рязанское войско во главе с князем. 21 декабря была взята и Рязань, жители которой подверглись поголовному уничтожению. В это время один рязанский воевода — Евпатий Коловрат — оказался в Чернигове. Возвратившись, он увидел разорённую Рязань и с небольшой дружиной в 1700 воинов отправился по следам татар, чтобы отомстить им. В Суздальской земле он напал на войско Батыя, однако силы были не равны.
Согласно «Повести», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.
1.Борьба между княжеской властью и боярством была основным содержанием политической жизни русских княжеств со второй половины XII века. Немаловажной причиной политической раздробленности Руси был рост и усиление городов как центров политической и экономической жизни.2.До Любеченского съезда, пока действовало лествичное право, единство Киевской Руси было выгодно многим князьям:лествичное наследование позволяло каждому из них, кто переживет старших братьев, претендовать на власть в Киеве. На Любеченском съедение власть Киева стала невыгодна удельными князьями, владения которых были закреплены за ними в вотчину, то есть в на следственном порядке. Они больше не могли претендовать на Киев, и для всех их потомков их землей становились только их удельные княжества. Тогда эти князья стали стремиться к независимости от Киева, и на этом Киевская Русь как единое государство и закончилось. 3.Полному распаду Руси препятствовала церковь. Она выступала за объединение земель, при этом являясь основной идеологией государства (т. е. к церкви прислушивались даже чаще, чем к представителям власти)4.В период раздробленности удельные княжества превратились в автономии. В каждом удельном княжестве был наместник Великого князя-удельный князь, власть которого в княжестве росла. Система управления Единого Древнерусского государства до периода раздробленности практически рассеялось в множестве автономных княжеств. Титул Великого князя истратил былую власть в княжествах. Для согласия внешний политики были организованы княжеские съезды, на которых князья выстраивали общую внешнюю политику.
Всегда