Возник на месте села Троицкое (Богородское), принадлежавшего во второй половине 17 - начале 18 вв. князьям Репниным. Село Троицкое с церковью Святой Троицы упоминается в переписной книге 1646 г.В 1797 г. в селе основана суконная фабрика, к концу 19 - началу 20 вв. выросшая в крупное предприятие (ныне - Троицкая камвольная фабрика, реконструирована в 1980-х гг.).По материалам переписи населения 1926 г. в селе Богородском насчитывалось 70 жителей, посёлке Троицкой суконной фабрики - 999 жителей.С 20 августа 1928 г. - рабочий посёлок Троицкий.В конце 1940-х гг. в его южной части образован научный центр физических исследований АН СССР (ныне РАН) с переведённым из Ленинграда Институтом земного магнетизма. Институт физики высоких давлений (1965), Институт спектроскопии (1968), филиалы института атомной энергии им. Курчатова (с 1957 г.) и Физического института им. П.Н. Лебедева.
Лидером так называемого "заговорческого" направления стал Петр Никитич Ткачев (1844—1885). Дворянин, получивший на родине хорошее образование, он большую часть сознательной жизни провел на Западе. Основным стержнем преобразованной России Ткачев называл крестьянскую общину — социалистическую по своему духу. Он был убежден во "врожденности" коммунистических институтов у русского крестьянина. Ткачев проявлял интерес к современным ему западным экономическим теориям, в частности к марксизму, учению Мальтуса и др., и считал, что изучение социальных и экономических процессов общественной жизни чрезвычайно важно17.Основная социально-экономическая идея раннего народничества заключается в том, чтобы "избежать" капитализма при опоре на стихийно-социалистические тенденции в среде крестьянства. Представители позднего, либерального, народничества 80—90-х годов (В.П.Воронцов, С.Н.Южаков, Н.Ф.Даниельсон, С.Н.Кривенко и др.) также утверждали, что капитализм для России означает регресс, что он приведет ее к упадку. Отсюда идея задержать развитие капитализма. Поздние народники считали российское экономическое устройство принципиально отличным от западноевропейского. При этом они отрицали объективные законы общественного развития и полагали, что сознательные действия узких групп людей могут изменить само направление этого развития.