Раскрывая содержание проблемы рациональности в средневековье, вопрос тогда стоял так: либо безоговорочно, не рассуждая, принять Истину, провозглашенную христианством, либо критически проанализировать Ее, а потом принять. Современный мыслитель сразу улавливает парадоксальность ментальной ситуации: искать саму Истину не надо, она дана извне, а вопрос лишь в том, как к ней относиться. В XII веке это "как" было персонифицировано двумя выдающимися мыслителями - Петром Абеляром (1079-1142) и Бернаром Клервоским (1091-1153). Волею судеб Бернар и Абеляр возглавили два лагеря, образовавшихся в сфере общества - лагерь верящих, то есть принимавших христианство "на веру" без каких-либо размышлений, и лагерь понимающих, то есть требующих критического, на основе доводов разума, осмысления того, во что нужно верить. Следует четко уяснить, что подобное разделение не было плодом средневековой казуистики (истинато одна, какая разница - верить, понимать) . Эти принципиально противоположные методологические установки сыграли громадную роль в развитии и философии, и науки.
Волею судеб Бернар и Абеляр возглавили два лагеря, образовавшихся в сфере общества - лагерь верящих, то есть принимавших христианство "на веру" без каких-либо размышлений, и лагерь понимающих, то есть требующих критического, на основе доводов разума, осмысления того, во что нужно верить. Следует четко уяснить, что подобное разделение не было плодом средневековой казуистики (истинато одна, какая разница - верить, понимать) . Эти принципиально противоположные методологические установки сыграли громадную роль в развитии и философии, и науки.