Мне кажется, в характеристике столь масштабной в культурно- плане для все россии личности никаких «или» быть не должно. противопоставления хороши в однозначных вещах. глуп или умен, высок или низок, черен или бел. «реформатор или тиран» — в корне неверное определение. реформируя что-либо, как и реставрируя-ремонтируя, не обойдёшься без «жертв». и потом, почему: «тиран»? он что, как большевистские «реформаторы» 20 века, жег, стрелял, резал, «национализировал» и казнил «врагов народа»? его «брадобрейство» — просто пустяки по сравнению с подлинной тиранией и авторитаризмом. все реформы, с таким напором и жаждой совершенствования производимые молодым максималистически настроенным императором, имели целью «продвинуть» вверенную ему страну. возвести её на новый уровень, «вывести в свет», приблизить к благам и достижениям цивилизации, которых сам он с юности в европе насмотрелся. смена кафтана, укорачивание бород, введение иноземных блюд в рацион и праздников в календарь. то, что раскололо «янтарь» и выпустило муху из «тесноты, да не обиды» на свежий воздух. серьезные же реформы, затрагивающие продвижение по службе, некоторое уравнение в правах всех достойных, сообразительных и умелых людей, не могли нести ничего, кроме действительной пользы для культурной и интеллектуальной жизни государства. браки, которыми могли сочетаться люди разных сословий. здесь ли не польза? этот вопрос, правда, более спорный. в заключение хотелось бы сказать, что петр i, по моему мнению, не тиран и не деспот. он старался быть справедливым. и, по большей части, это у него получалось
Личность Павла 1 характеризуется противоречивостью, но ее важно понимать, поскольку павловское правление закладывало основы отношений между Россией и наполеоновской Францией. Павел 1 был благородным, воспитанным, образованным человеком. Ему были свойственны рыцарские понятия о чести и морали. Однако, при этом в Павле 1 сидела сильнейшая обида на свою мать (Екатерина 2), что выразилось в отторжении от светской жизни и пристрастии к армии.
В воспитании личности будущего императора, Павла 1, значительную роль сыграли:
бригадир Бехтеев - первый воспитатель Павла, бывший при ребенке до 6 лет. Это военный человек, который прививал ребенку любовь к армии, дисциплине, муштре.
граф Никита Панин - воспитатель Павле с 1760 года. Панин был известным дипломатом своего времени, прекрасно образован и питал симпатии к идеям либерализма.
отец Платон - законоучитель Павла. Личность отца Платона редко изучается историками, но это был очень образованный человек, с великолепными оратора. Вот, например, что о нем говорила Екатерина 2: «Отец Платон решает все за нас. Если он хочет, чтобы мы плакали, - мы плачем. Если он хочет, чтобы мы смеялись, - мы смеемся».
Семен Порошин - учитель геометрии и арифметики. Павел очень любил этого человека, называя его «Сенюшка» или «братец».
Павел 1 в юности
Все это разносторонние личности. Каждый из этих людей оказал влияние на формирование личности Павла 1, сформировав ту противоречивость и непоследовательность, которую часто отмечают историки.
Основные факторы формирования личности Павла
Ключевыми моментами, которые заложили основу формирования личности будущего императора Павла 1: отношения с матерью (Екатериной 2), прекрасное теоретическое образование, любовь к армии
Личность Павла 1 характеризуется противоречивостью, но ее важно понимать, поскольку павловское правление закладывало основы отношений между Россией и наполеоновской Францией. Павел 1 был благородным, воспитанным, образованным человеком. Ему были свойственны рыцарские понятия о чести и морали. Однако, при этом в Павле 1 сидела сильнейшая обида на свою мать (Екатерина 2), что выразилось в отторжении от светской жизни и пристрастии к армии.
В воспитании личности будущего императора, Павла 1, значительную роль сыграли:
бригадир Бехтеев - первый воспитатель Павла, бывший при ребенке до 6 лет. Это военный человек, который прививал ребенку любовь к армии, дисциплине, муштре.
граф Никита Панин - воспитатель Павле с 1760 года. Панин был известным дипломатом своего времени, прекрасно образован и питал симпатии к идеям либерализма.
отец Платон - законоучитель Павла. Личность отца Платона редко изучается историками, но это был очень образованный человек, с великолепными оратора. Вот, например, что о нем говорила Екатерина 2: «Отец Платон решает все за нас. Если он хочет, чтобы мы плакали, - мы плачем. Если он хочет, чтобы мы смеялись, - мы смеемся».
Семен Порошин - учитель геометрии и арифметики. Павел очень любил этого человека, называя его «Сенюшка» или «братец».
Павел 1 в юности
Все это разносторонние личности. Каждый из этих людей оказал влияние на формирование личности Павла 1, сформировав ту противоречивость и непоследовательность, которую часто отмечают историки.
Основные факторы формирования личности Павла
Ключевыми моментами, которые заложили основу формирования личности будущего императора Павла 1: отношения с матерью (Екатериной 2), прекрасное теоретическое образование, любовь к армии