Вариант 2
1. В каком году произошло событие, в результате которого на российский престол был возведён Михаил Романов?
1) 1598 г.; 3) 1606 г.; 2) 1613 г.; 4) 1645 г.
2. Восстание под руководством Степана Разина происходило в
1)1601—1603 гг.; 2)1606—1607 гг.; 3)1648—1649 гг.; 4) 1667—1671 гг.
3. Сибирский поход Ермака произошёл в царствование
1) Ивана Грозного; 2) Бориса Годунова
3) Михаила Фёдоровича; 4) Алексея Михайловича
4. Восточные походы русских войск середины XVI в. завершились
1) получением Россией выхода к Чёрному морю
2) потерей Россией Крыма
3) потерей Россией Причерноморья
4) присоединением к России Казанского ханства
5. Одним из авторов-составителей произведения «Великие Четьи-Минеи» был
1) патриарх Никон; 2) митрополит Макарий;
3) священник Сильвестр; 4) Иван Пересветов
6. Ниже приведён ряд имён. Все они, за исключением одного, связаны с «бунташным» XVII в.
И. Болотников, С. Разин, ГЛ. Потёмкин, Илейка Муромец. Найдите и напишите имя, «выпадающее» из этого ряда.
7. Как назывался неформальный совет при Иване Грозном, в который входили его друзья и единомышленники?
1) Приказ; 2) Стоглав; 3) Земский собор; 4) Избранная рада
8. В каком году была начата церковная реформа, направленная на изменение ошибок в богослужебных книгах?
1)1613 г.; 2) 1654 г.; 3)1662 г.; 4) 1671 г.
9. Прочтите отрывок из документа и определите, с каким событием он связан.
«В Нижнем же казны становилось мало. Он же начал писать по городам в Приморские и во вся Понизовые, чтоб им они идти на очищение Московского государства».
1) с созданием Второго ополчения в 1612 г.;
2) с избранием на царство Бориса Годунова;
3) с избранием на царство Михаила Романова;
4) с походом Лжедмитрия I на Москву
10. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждой позиции первого столбца подберите подходящую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
В Древнем Риме тоже изобрели достаточно надежное средство против коррупции - судья сидел в кожаном кресле, вот это кресло мешало ему брать взятки - оно было сделано из кожи предыдущего судьи, казненного за взятки.
По своему виду и материалу средневеко¬вая книга отличалась от античной. В древ¬ности книга чаще всего была папирусным свитком, в поздней Римской империи — свитком из пергамена1. В Средние века она приобрела современный вид сложенных и переплетённых листов пергамена. Он был прочнее, чем папирус, его можно было сгибать и писать на нём с обеих сторон. Но пергамен был очень дорог: на изготовление библии большого формата требовались шкуры с 300 телят.
Над одной рукописной книгой в течение долгого времени трудилось много людей: одни писали текст каллиграфическим (кра¬сивым) почерком; другие затейливо укра¬шали заглавные буквы в начале красной строки — инициалы, вписывая в них целые живописные сцены — миниатюры; третьи делали заставки и орнамент. К тому вре¬мени был выработан единообразный чёткий шрифт. Возродилось умение рисовать чело¬веческие фигуры. На пергамене писали птичьими перьями.
Книг было мало, и стоили они очень до¬рого. Короли и знатные феодалы дарили друг другу книги в самых торжественных случаях: при заключении договоров, рож¬дении ребёнка, на свадьбу.
На Библии приносили клятвы, присягали на верность королю или сеньору. Экземпляры красивых, огромного размера Библий в дорогих переплётах делали для соборов, их прикрепляли цепями — чтобы не украли.
5. «Семь свободных искусств». При мо¬настырях, а позже при храмах и соборах в городах стали открываться соборные шко лы. В них деления на классы по возрасту не было. Обучение шло на латинском язы¬ке. Ни один народ на этом языке уже не говорил. Это был международный язык образованных людей Западной Европы: на нём читали молитвы, писали книги, за¬писывали законы, составляли важные по¬слания.
В полное школьное образование входило с античных времён изучение «семи свобод¬ных искусств»: наук тривиума и квадри виума. Тривиум — первая ступень — вклю¬чал в себя грамматику (умение читать и писать на латыни), риторику (красноречие) и диалектику (искусство рассуждать).