Административная реформа 1867-1868 годов, проводимая царским правительством в Казахстане, по времени совпала с: отменой крепостного права; проведением ряда буржуазных реформ; зарождением и укреплением капиталистических отношений на национальных окраинах; процессом завершения присоединения Казахстана к России. Уставы 20-х годов XIX века в условиях зарождения и укрепления капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития Казахстана.
В 60-е годы XIX века для развития системы управления Казахстаном была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Всю территорию Казахстана комиссия предложила разделить на две области – Западную, с центром в Тургае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Эти предложения комиссии Буткова приняты не были.
В 1865 г. была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. В состав комиссии вошли полковник А. К. Гейне – представитель Главного штаба, от Оренбургского края – полковник К. К. Гутковский, от Западносибирского генерал-губернаторства – капитан А. П. Проценко.
По Указу Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изучению страны, в которые были включены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления. Вопросники определяли следующие проблемы – собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблем» и др.
За изменение управления Казахстаном на народных началах высказался Чокан Валиханов, но комиссия не приняла это к сведению.
«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» царь Александр II утвердил 11 июля 1867 года.
«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» царь утвердил 21 октября 1868 года.
По реформе 1867-68 годов менялось административное деление Казахстана. Вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Западно-Сибирское и Оренбургское. Каждое генерал-губернаторство состояло из двух областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская области. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство входили – Акмолинская и Семипалатинская области. В Туркестанское генерал-губернаторство входили Семиреченская и Сырдарьинская области. Области, в свою очередь, делились на уезды. В Сырдарьинскую область входили – Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ходжентский, Жизакский уезды. В Семиреченскую область – Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский и Токмакский уезды. В Уральскую область – Уральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темирский) уезды. В Тургайскую область – Илецкий, Николаевский, Иргизский, Тургайский уезды. В Акмолинскую область – Акмолинский, Кокчетавский. Петропавловский, Омский, Атбасарский уезды. В Семипалатинскую область – Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды.
В результате проведения административной реформы в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система: генерал-губернаторства – области – уезды – волости – аулы. Каждый административный аул состоял из 100-200 кибиток.
В состав Астраханской губернии в 1872 г. была включена территория бывшего Бокеевского ханства. Мангыстау (Мангышлакское приставство) находился в управлении Кавказского военного округа, а позже был включен в Закаспийскую область.
Основой одного из положений реформы являлось то, что в руках генерал-губернатора сосредотачивалось военная и гражданская власть. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право правоведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.
Военные губернаторы стояли во главе областей, одновременно они являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Для ведения дел при военных губернаторах создавались Областные
Наполеон назвал Павла Дон Кихотом – без малейшей издевки. Другие именовали императора «последним рыцарем». Прусский военный агент сообщал на родину: «Император Павел создал в некотором роде дисциплину, регулярную организацию, военное обучение русской армии, которой пренебрегала Екатерина II». Русский мемуарист дополнял эти сведения, называя реформы Павла в области артиллерии «первым шагом к преобразованию и усовершенствованию». Именно Павел отменил закон о престолонаследии Петра I, принесший России столько бед. Именно Павел снял с крестьян недоимку в семь с лишним миллионов рублей, возместив ущерб для бюджета… за счет новых обложений, коснувшихся исключительно дворян. Именно Павел категорически запретил продавать дворовых и крестьян без земли. Указ, определявший, чтобы крестьяне отныне работали на хозяев лишь три дня в неделю, был высоко оценен беспристрастным наблюдателем – прусским дипломатом Вегенером: «Закон, столь решительный в этом отношении и не существовавший доселе в России, позволяет рассматривать этот демарш императора как попытку подготовить низший класс нации к состоянию менее рабскому». Указы и реформы Павла были, по выражению знаменитого Сперанского, «возможным началом целой системы улучшений крестьянского быта». Весьма похоже, что именно под влиянием идей Павла Сперанский и разрабатывал свои проекты реформ несколько лет спустя.Вовсе уж революционным прорывом было утверждение в сентябре 1800 г. «Постановления о коммерц-коллегии» – фактически новом министерстве торговли и промышленности. Из 23 членов коллегии 13, по замыслу Павла, купцам предписывалось выбрать из своей среды. Впервые в русской истории купцы и заводчики, политически бесправные даже при миллионных капиталах, получали, по сути, места в правительстве.Александр I уже на пятый день своего царствования поторопился ликвидировать это отцовское нововведение: «…оставя в той коллегии членов, от короны определенных, всех прочих, из купечества на время избранных, отпустить в их домы, и впредь подобные выборы прекратить». Наконец, самым решительным образом изменить судьбы Европы и мира могло задуманное Павлом военное предприятие – удар русских войск по Индии. Этот план до сих пор именуется «безумной авантюрой», но забывают, что разрабатывался он совместно с Наполеоном, а Бонапарта можно упрекнуть в чем угодно, только не в увлечении утопическими прожектами. План был вполне реальным – и при нелюбви индийцев к английским угнетателям появление русских войск за Гиндукушем могло уже в начале XIX века покончить с Британской империей.
Административная реформа 1867-1868 годов, проводимая царским правительством в Казахстане, по времени совпала с: отменой крепостного права; проведением ряда буржуазных реформ; зарождением и укреплением капиталистических отношений на национальных окраинах; процессом завершения присоединения Казахстана к России. Уставы 20-х годов XIX века в условиях зарождения и укрепления капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития Казахстана.
В 60-е годы XIX века для развития системы управления Казахстаном была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И. И. Бутков. Всю территорию Казахстана комиссия предложила разделить на две области – Западную, с центром в Тургае и Восточную с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Эти предложения комиссии Буткова приняты не были.
В 1865 г. была создана «Степная комиссия» во главе с членом Совета Министерства внутренних дел Гирсом. В состав комиссии вошли полковник А. К. Гейне – представитель Главного штаба, от Оренбургского края – полковник К. К. Гутковский, от Западносибирского генерал-губернаторства – капитан А. П. Проценко.
По Указу Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросники по изучению страны, в которые были включены основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления. Вопросники определяли следующие проблемы – собственные тяготы, виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблем» и др.
За изменение управления Казахстаном на народных началах высказался Чокан Валиханов, но комиссия не приняла это к сведению.
«Временное положение об управлении Семиреченской и Сырдарьинской областей» царь Александр II утвердил 11 июля 1867 года.
«Временное положение об управлении Уральской, Тургайской, Акмолинской и Семипалатинской областями» царь утвердил 21 октября 1868 года.
По реформе 1867-68 годов менялось административное деление Казахстана. Вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Западно-Сибирское и Оренбургское. Каждое генерал-губернаторство состояло из двух областей. В Оренбургское генерал-губернаторство входили Уральская и Тургайская области. В Западно-Сибирское генерал-губернаторство входили – Акмолинская и Семипалатинская области. В Туркестанское генерал-губернаторство входили Семиреченская и Сырдарьинская области. Области, в свою очередь, делились на уезды. В Сырдарьинскую область входили – Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие-Атинский, Ташкентский, Ходжентский, Жизакский уезды. В Семиреченскую область – Сергиопольский, Капальский, Верненский, Джаркентский, Иссык-кульский и Токмакский уезды. В Уральскую область – Уральский, Гурьевский, Калмыковской, Эмбенский (Темирский) уезды. В Тургайскую область – Илецкий, Николаевский, Иргизский, Тургайский уезды. В Акмолинскую область – Акмолинский, Кокчетавский. Петропавловский, Омский, Атбасарский уезды. В Семипалатинскую область – Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинский, Кокпектинский, Зайсанский, Усть-Каменогорский уезды.
В результате проведения административной реформы в Казахстане сложилась 5-ступенчатая система: генерал-губернаторства – области – уезды – волости – аулы. Каждый административный аул состоял из 100-200 кибиток.
В состав Астраханской губернии в 1872 г. была включена территория бывшего Бокеевского ханства. Мангыстау (Мангышлакское приставство) находился в управлении Кавказского военного округа, а позже был включен в Закаспийскую область.
Основой одного из положений реформы являлось то, что в руках генерал-губернатора сосредотачивалось военная и гражданская власть. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право правоведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.
Военные губернаторы стояли во главе областей, одновременно они являлись наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. Для ведения дел при военных губернаторах создавались Областные
и.т.д
Прусский военный агент сообщал на родину: «Император Павел создал в некотором роде дисциплину, регулярную организацию, военное обучение русской армии, которой пренебрегала Екатерина II».
Русский мемуарист дополнял эти сведения, называя реформы Павла в области артиллерии «первым шагом к преобразованию и усовершенствованию».
Именно Павел отменил закон о престолонаследии Петра I, принесший России столько бед.
Именно Павел снял с крестьян недоимку в семь с лишним миллионов рублей, возместив ущерб для бюджета… за счет новых обложений, коснувшихся исключительно дворян.
Именно Павел категорически запретил продавать дворовых и крестьян без земли.
Указ, определявший, чтобы крестьяне отныне работали на хозяев лишь три дня в неделю, был высоко оценен беспристрастным наблюдателем – прусским дипломатом Вегенером: «Закон, столь решительный в этом отношении и не существовавший доселе в России, позволяет рассматривать этот демарш императора как попытку подготовить низший класс нации к состоянию менее рабскому». Указы и реформы Павла были, по выражению знаменитого Сперанского, «возможным началом целой системы улучшений крестьянского быта». Весьма похоже, что именно под влиянием идей Павла Сперанский и разрабатывал свои проекты реформ несколько лет спустя.Вовсе уж революционным прорывом было утверждение в сентябре 1800 г. «Постановления о коммерц-коллегии» – фактически новом министерстве торговли и промышленности. Из 23 членов коллегии 13, по замыслу Павла, купцам предписывалось выбрать из своей среды. Впервые в русской истории купцы и заводчики, политически бесправные даже при миллионных капиталах, получали, по сути, места в правительстве.Александр I уже на пятый день своего царствования поторопился ликвидировать это отцовское нововведение: «…оставя в той коллегии членов, от короны определенных, всех прочих, из купечества на время избранных, отпустить в их домы, и впредь подобные выборы прекратить».
Наконец, самым решительным образом изменить судьбы Европы и мира могло задуманное Павлом военное предприятие – удар русских войск по Индии. Этот план до сих пор именуется «безумной авантюрой», но забывают, что разрабатывался он совместно с Наполеоном, а Бонапарта можно упрекнуть в чем угодно, только не в увлечении утопическими прожектами. План был вполне реальным – и при нелюбви индийцев к английским угнетателям появление русских войск за Гиндукушем могло уже в начале XIX века покончить с Британской империей.