В годы Великой Отечественной войны Казахстан стал мощным арсеналом фронта. Докажите данное утверждение, опираясь на предложенную информацию. Заполните схему.
Расширение производства танков, самолетов, артиллерийских установок и других видов
вооружения в годы Великой Отечественной войны настоятельно требовало максимального
увеличения добычи цветных и редких металлов. Гигант медной промышленности Балхашской завод, Чимкентский завод, свинцовый завод, промышленный узел Рудного
наращивали темпы производства цветных металлов для нужд оборонной промышленности.
Ускоренными темпами шло строительство новых промыслов и шахт. Например, за 38 дней
был построен Карсакпайский медеплавильный завод.
В условиях временной оккупации врагом ряда хлебных районов СССР восточные
районы стали основной житницей страны, обеспечивающей армию и население
продовольствием, а промышленность - сельскохозяйственным сырьем.
В 1942 году в республике было заготовлено 84,3 млн пудов хлеба, а урожайность зерновых в
среднем составила 7,9 ц/га. Многие колхозники-передовики показали пример
самоотверженного труда и получения высоких урожаев.
Звеньевой колхоза «Курман» Актюбинской области Ш.Берсиев вывел новый
засухоустойчивый высокоурожайный сорт проса и установил мировой рекорд. Высокие
урожаи риса получали мастера рисосеяния в Казахстане И.Жахаев и Ким Ман Сан. Ким Ман
Сан в 1942 году собрал по 154,9 ц риса с гектара, а И Жахаев в 1943 году довел урожайность
риса до 172 ц. с гектара. Известен подвиг павлодарской звеньевой Анны Дацковой, вырастившей на каждом гектаре по 52 ц. проса.
Промышленность/ Сельское
хозяйство
Основным достижением Византии являются:
-Формирование монашеского идеала святости и подвига аскетизма
-Утверждение системы крестово-купольной архитектуры (храм св. Сфоии в Константинополе) в отличие от базилики, типичной для культуры Рима и европейского средневековья. (Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры)
-активное развитие искусства книги и книжной миниатюры
-разработка уникальной техники мозаики (Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
-высочайший уровень развития декоративно-прикладного искусства, в частности техники перегородчатой эмали
-рождение иконописи.
1) В период перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести культуру на самофинансирование. Из документа (Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности». 1988 г.): Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства.
3)В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе образования в России. С одной стороны, ушли в идеологизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия местных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных образовательных учреждений привело к оттоку из средней и высшей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества образования. При этом декларации о широкой демократизации образования и воспитания остались во многом благими пожеланиями. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой, сохраняется громоздкий бюрократический аппарат.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% о учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказалось проблемой более актуальной.
Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обязательным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госмини- мума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.
В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровневую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. На парламентских слушаниях на тему «Образование и национальная безопасность России (май 1996 г.) отмечалось, что каждый десятый молодой россиянин находится вне каких бы то ни было форм обучения и трудовой занятости. Это росту преступности среди молодежи, темпы которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.