В договоре от 4 февраля 1610 года между посольством боярина М. Салтыкова и польским королем Сигизмундом III Вазой об условиях восшествия на московский престол его сына королевича Владислава были сформулированы порядок высшего управления и права русского народа, а также специально оговаривалось, что нрава православной церкви не будут ущемлены. Среди условий договора В.О.Ключевский особо выделяет два, касающиеся личных прав подданных: «Больших чинов не понижать без вины, а малочиновных возвышать по заслугам; каждому из народа московского для науки вольно ездить в другие государства христианские и государь имущества за то отнимать не будет». Почему эти статьи не были включены в текст договора, подписанного 17 августа 1610 года в Москве?
В своей книге «Насилие и социальные порядки» Д. Норт, Д. Уоллис и Б. Вейнгаст предложили новый подход к анализу социального развития – с делением всех существовавших в истории и существующих сегодня обществ на «порядки ограниченного доступа»
и «порядки открытого (свободного) доступа». В интерпретации Норта и его соавторов общественное развитие заключается в открытии для широких (неэлитных) социальных групп доступа к экономической и политической активности. При этом они
особо подчеркивают важность общих убеждений для успешного перехода от «порядка
ограниченного доступа» к обществу с «открытым доступом». С этой точки зрения
исключительный интерес представляет исторический опыт СССР, поскольку это был
пример нового общественного порядка, изначально основанного на определенной системе идеологических убеждений.
Объяснение:
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейханов в начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какой пррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений.
Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале - с арабского на латинский, затем - с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям