Дореволюционное законодательство по еврейскому вопросу создавалось более ста лет и к началу ХХ в. превратилось в сложнейший юридический механизм. Его отличительной чертой была противоречивость и непоследовательность, поэтому национальный вопрос, наряду с аграрным и рабочим, в многонациональной Российской империи приобрел к началу ХХ в. особую остроту.
Национальный вопрос в начале ХХ в. обсуждался не только российскими политическими организациями. Это было время возникновения в России национальных движений и партий. При этом еврейское население принимало в данном процессе наиболее активное участие.
Первые евреи-революционеры появились в середине 60-х годов ХIХ в. В 1862 г. в первой организации «Земля и воля» принимал участие Николай Утин, который, правда вскоре раскаялся и подал царю о помиловании. В 1891 г. Н.В. Чайковский вместе со студентом Военно-медицинской академии Марком Натансоном создали кружок "чайковцев". А в 187 г. к «Земле и воле» примыкало уже несколько десятков евреев. К 90-м годам ХIХ в. евреев в революции было уже большое количество. По подсчетам американского историка Нормана Неймарка в начале ХХ в. среди лиц, арестованных за политические преступления, евреи представляли 30 %; около 15 % членов партии эсеров были евреями, а некоторые «максималистские и анархистские террористические группы почти полностью были еврейскими» [2, с. 4]
Первая еврейская партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России) была создана в сентябре 1897 г. Организация вела довольно активную деятельность. Достаточно сказать, что только за первые два года своего существования (1898-1900) Бунд возглавил 312
Дореволюционное законодательство по еврейскому вопросу создавалось более ста лет и к началу ХХ в. превратилось в сложнейший юридический механизм. Его отличительной чертой была противоречивость и непоследовательность, поэтому национальный вопрос, наряду с аграрным и рабочим, в многонациональной Российской империи приобрел к началу ХХ в. особую остроту.
Национальный вопрос в начале ХХ в. обсуждался не только российскими политическими организациями. Это было время возникновения в России национальных движений и партий. При этом еврейское население принимало в данном процессе наиболее активное участие.
Первые евреи-революционеры появились в середине 60-х годов ХIХ в. В 1862 г. в первой организации «Земля и воля» принимал участие Николай Утин, который, правда вскоре раскаялся и подал царю о помиловании. В 1891 г. Н.В. Чайковский вместе со студентом Военно-медицинской академии Марком Натансоном создали кружок "чайковцев". А в 187 г. к «Земле и воле» примыкало уже несколько десятков евреев. К 90-м годам ХIХ в. евреев в революции было уже большое количество. По подсчетам американского историка Нормана Неймарка в начале ХХ в. среди лиц, арестованных за политические преступления, евреи представляли 30 %; около 15 % членов партии эсеров были евреями, а некоторые «максималистские и анархистские террористические группы почти полностью были еврейскими» [2, с. 4]
Первая еврейская партия Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше, России) была создана в сентябре 1897 г. Организация вела довольно активную деятельность. Достаточно сказать, что только за первые два года своего существования (1898-1900) Бунд возглавил 312