(527–565), когда Византия достигла наивысшего экономического расцвета, были предприняты попытки восстановления Римской империи. Византия вела войны в Северной Африке, на Сицилии и в Италии. На завоеванных землях восстанавливалось рабство и римская система налогообложения, основой которой являлись подушная и поземельная подати. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана была направлена на усиление централизации государства и укрепление экономики империи, на активизацию торговли и поиски новых торговых путей.Юстиниан покровительствовал росту крупного церковного землевладения, но поддерживал и средние слои землевладельцев. Он проводил, хотя и непоследовательно, политику ограничения власти крупных землевладельцев.Юстиниан вошел в историю как реформатор. Он облегчил освобождение рабов, ограничил эксплуатацию «приписных колонов», т.е. было запрещено устанавливать оброки сверх установленных обычаем. Для колонов были упрощены судебные тяжбы с господином.Законодательство Юстиниана рассматривало «приписных колонов» как людей , обязанных своими платежами в первую очередь государству, а личную зависимость от господина – как установленную государством гарантию выполнения их обязанностей перед господином. Тем самым государство выступало против усиления личной зависимости колонов. При Юстиниане сформировалась византийская культура, был осуществлен пересмотр римского законодательства. Свод Юстинианова права утвердил незыблемость права частной собственности.
Типы оседлостей, созданные варварами, чрезвычайно разнообразны. Помимо отдельно го двор а, развившегося впоследствии в поместье, в общей массе деревенских поселений выделяются четыре типа. Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок, отразившийся на всегда случайном направлении улиц или просто проходов между домами; те.из них, которые не заканчивались тупиками, выходили дорогами в окружающее поле. Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов). Деревня продольная (или деревня — «порядок»), в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу. Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь. В отношении городов надо различать два вида: Римские города, образовавшиеся из римских военных поселений или из лагерей легионов, Города варварских народов, возникавшие по мере перехода от замкнутого хозяйства в поместье к торговым отношениям в городе и образовавшиеся либо из уже существовавших поселений, либо вокруг уже существовавших поселений, либо, наконец, основанные вновь.
Кучевая деревня, расположение домов которой являло собой полный беспорядок, отразившийся на всегда случайном направлении улиц или просто проходов между домами; те.из них, которые не заканчивались тупиками, выходили дорогами в окружающее поле.
Круглая деревня, дома которой размещались вокруг центральной площади, а дороги расходились лучеобразно (план «круглой деревни» лег в основу планов большинства средневековых городов).
Деревня продольная (или деревня — «порядок»), в которой дома вытягивались одним рядом вдоль реки, по самому ее берегу или по склону долины, причем такое расположение создавало одну, параллельную реке, дорогу.
Деревня-улица с домами, обращенным фасадами друг на друга вдоль одной или двух пересекающихся дорог, на перекрестке которых получалась площадь.
В отношении городов надо различать два вида:
Римские города, образовавшиеся из римских военных поселений или из лагерей легионов,
Города варварских народов, возникавшие по мере перехода от замкнутого хозяйства в поместье к торговым отношениям в городе и образовавшиеся либо из уже существовавших поселений, либо вокруг уже существовавших поселений, либо, наконец, основанные вновь.