Кла́ссовая борьба́ — столкновение интересов и противодействие классов общества. Наибольшее значение классовой борьбе придаётся в марксизме[1].
Содержание
1 Домарксистские представления о классовой борьбе
2 Классовая борьба в научном социализме
3 Классовая борьба в марксизме-ленинизме
4 Теоретические основы концепции классовой борьбы
5 Критика теории о классовой борьбе
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
Домарксистские представления о классовой борьбе
Идея расщепления общества на борющиеся между собой классы (группы) социальным мыслителям была известна издавна. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции как об истории двух народов. Один народ — победитель, — дворянство; и другой — побеждённый — третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их — химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:
Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.[2]
Однако до Маркса классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с происшедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии, и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков этноса-победителя, а угнетённый — в качестве потомков этноса-побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри, Сен-Симон и Минье, а также современник Маркса немецкий философ Фридрих Ницше.
Моя жизнь в этом племени начиналась бы с того что я бы изучил что написал Геродот про сарматов , а далее в полной готовности начал жить в племени один день . Началось бы всё с охоты , я бы добыл еду для племени , далее начал готовить оружие , мечи , копья , топоры для битвы с того временными Гунами , которые хотели украсть моих женщин , ведь для Сарматов они представляли напарника и отличного боевого товарища . Наверное мы бы с Мужиками отбили нападение на нас . Единственное в чём я сомневаюсь это то одевал бы я катафрактарий , ведь он громоздкий, а для славной битвы главное хорошая атака , а те доспехи сковывали бы мои движения .
Кла́ссовая борьба́ — столкновение интересов и противодействие классов общества. Наибольшее значение классовой борьбе придаётся в марксизме[1].
Содержание
1 Домарксистские представления о классовой борьбе
2 Классовая борьба в научном социализме
3 Классовая борьба в марксизме-ленинизме
4 Теоретические основы концепции классовой борьбы
5 Критика теории о классовой борьбе
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
Домарксистские представления о классовой борьбе
Идея расщепления общества на борющиеся между собой классы (группы) социальным мыслителям была известна издавна. Так, французский историк и орлеанистский политический деятель Гизо в работе «Правительство Франции со времён Реставрации и нынешнее министерство» (1820 год) говорил об истории Франции как об истории двух народов. Один народ — победитель, — дворянство; и другой — побеждённый — третье сословие. «И в дебатах в Парламенте вопрос ставится как он ставился и прежде, равенство или привилегия, средний класс или аристократия. Мир между ними невозможен. Примирить их — химерический замысел». Когда после публикации вышеуказанной работы его упрекали в разжигании гражданской войны, он ответил:
Я хотел только вкратце изложить политическую историю Франции. Борьба классов наполняет, или вернее, делает всю эту историю. Об этом знали и говорили за много веков до революции. Знали и говорили в 1789 г., знали и говорили три месяца тому назад. Хотя меня теперь обвиняют в том, что я это сказал, я не думаю, чтобы кто-нибудь этого не помнил.[2]
Однако до Маркса классовая борьба считалась не столько экономическим, сколько политическим явлением. Её возникновение обычно связывали с происшедшим в древности завоеванием одного народа другим (германским завоеванием территории Западной Римской империи, норманнским завоеванием Англии, и т. д.): при этом угнетающий класс рассматривался в качестве потомков этноса-победителя, а угнетённый — в качестве потомков этноса-побеждённого. Такой точки зрения придерживались, в частности, французские историки начала XIX века Тьерри, Сен-Симон и Минье, а также современник Маркса немецкий философ Фридрих Ницше.
Моя жизнь в этом племени начиналась бы с того что я бы изучил что написал Геродот про сарматов , а далее в полной готовности начал жить в племени один день . Началось бы всё с охоты , я бы добыл еду для племени , далее начал готовить оружие , мечи , копья , топоры для битвы с того временными Гунами , которые хотели украсть моих женщин , ведь для Сарматов они представляли напарника и отличного боевого товарища . Наверное мы бы с Мужиками отбили нападение на нас . Единственное в чём я сомневаюсь это то одевал бы я катафрактарий , ведь он громоздкий, а для славной битвы главное хорошая атака , а те доспехи сковывали бы мои движения .