Приверженность народников социалистическим идеалам во многом обусловливалась моральными соображениями, нравственным максимализмом, сознанием необходимости возвращения долга «культурных классов» народу, тяжкий труд которого давал образованным слоям средства к существованию, стремлением засыпать ров, прорытый в эпоху петровских реформ между этими слоями и народом. Будучи атеистами, порвав с официальным православием, народники не отвергали христианскую этику. Проницательный наблюдатель не без оснований видел в народническом максимализме, жертвенности, готовности пострадать за свои убеждения «стихийное безумие религиозного голода, неутоленного целые века», а в представителях этого движения — преемников «мучеников двоеперстия», приверженцев неистового протопопа Аввакума, который, воскреснув в обличьи радикального интеллигента 1870-х гг., начал расшатывать основы созданной Петром I империи. В рамках народнической идеологии существовали различные направления — бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское).
На рубеже VII—VI вв. до н.э. в правление царя Навуходоносора II (505—562 до н.э.), захватившего Сирию и Палестину, крупнейшим государством Месопотамии становится Вавилония. Наступает временное экономическое, политическое и культурное возрождение страны. Однако во второй половине VI в. до н.э. Вавилон был разгромлен персами, Месопотамия вошла в состав их государства. в конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее стал персидский царь Кир II (558—530 до н.э.) из рода Ахеменидов.
В рамках народнической идеологии существовали различные направления — бунтарское (анархистское), пропагандистское и заговорщическое (бланкистское).