Україна в період загострення кризи радянської системи (1965-1985) Варіант 1 1. Позначте іншу назву партійно-державного керівництва, панівний клас суспільства республіки:
а) бюрократія; б) номенклатура; в) парткомівці; г) цекісти.
2. Позначте, коли була ухвалена остання Конституція УРСР:
а) 1976; б) 1977; в) 1978; г) 1979.
3. Позначте порядковий номер 5-ки, яку радянські економісти називали «золотою»:
а) восьма; б) 9-а; в) 10-а; г) 11-а.
4. Позначте, звідки отримували основні кошти для закупівлі за кордоном товарів широкого вжитку в республіці:
а) від продажу зерна; б) від продажу культурних цінностей; в) від продажу металу; г) від продажу нафти.
5. Позначте, проти чого не виступали «шістдесятники»: а) недотримання Конституції; б) русифікації; в) проти ущемлення прав людини; г) влади компартії.
6. Позначте, коли відбувся суд над членами УРСС:
а) 1959 р.; б) 1960 р.; в) 1961 р.; г) 1962 р..
7. Позначте, коли в Україні була – І-а велика хвиля арештів правозахисників:
а) липень-серпень 1964 р.; б) серпень-вересень 1965 р.; в) квітень-травень 1966 р.; г) січень-лютий 1967 р..
8. Позначте літературну назву періоду 1953-1964 рр.:
а) відлига; б) «заморозки»; в) застій; г) потепління.
9. Позначте назву країни, у якій в 1956 р. відбулось повстання, що мало значний вплив на інакодумців в Україні:
а) Польща; б) Румунія; в) Угорщина; г) Чехословаччина.
10. Позначте прізвище автора праці «Інтернаціоналізм чи русифікація?»:
а) І.Дзюба; б) Є,Сверстюк; в) І.Світличний; г) В.Чорновіл.
11. Позначте назву системи поширення підготовлених дисидентами заборонених книг, статей, відозв:
а) своє видання; б) своє інформування; в) самвидав; г) самінформ.
12. Позначте назву європейської столиці, ім’ям якої названа українська правозахисна група:
а) Варшава; б) Відень; в) Стокгольм; г) Гельсінкі.
Человек верил в сверхъестественные силы природы. Люди считали, что стихийные проявления природы, связаны с духами природы или с самим Создателем всего на земле. Человек поклонялся солнцу, огню, воде, горам, рекам, птицам, душам умерших.
Создавая для себя картину окружающего мира, человек определяет духовные понятия и знания – религию- систему взглядов человека на мир и бытие, окружающую среду и тайны природы, основанную на вере в существование бога или богов, в сверхъестественные силы.
Люди были бессильны перед силами природы, не могли объяснить причины многих явлений природы, не могли от них защититься и поэтому боялись стихийных проявлений природы.
Верования людей были разными, а время накладывало на них свою печать и они менялись вместе с человеком. С археологических источников мы можем определить верования и представления древних людей. Такие свидетельства как сжигание на огне умершего говорит нам о том, что люди поклонялись огню. В эпоху бронзы люди поклонялись душам умерших. На территории Казахстана люди эпохи бронзы поклонялись богу смерти Ариману или воде и огню, которых считали священными.
Создателя мира и всего в мире, высшее сверхсущество люди стали называть Богом, но представляли его себе по-разному. В каменном веке люди делали фигурки богов из дерева, камня, кости и помещали их на самое почетное место. Такие изображения назывались ИДОЛАМИ.
В древних религиозных представлениях отражалась жизнь человека, его отношение к природе, окружающей среде, другим людям.
Существует наука, которая изучает различные религиозные учения - ТЕОЛОГИЯ.
Одна из древнейших религий мира – ЗОРОАСТРИЗМ. Свое название получила от основателя пророка ЗАРАТУШТРЫ. Греки считали ЗАРАТУШТРУ мудрецом- астрологом и переименовали его в ЗОРОАСТРА. «АСТРОН» по-гречески ЗВЕЗДА.
А его вероучение получило название ЗОРОАСТРИЗМ
Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления священного напитка ХАОМЫ (сок эфедры, смешанный с соком других растений и молоком). Когда он возвращался, перед ним возникло ведение: он узрел сияющее существо ВОХУ-МАНА (Благой промысел), который привел его к богу – АХУРА МАЗДЕ. С тех самых пор ЗОРОАСТР стал проповедовать, что высшим божеством является АХУРА МАЗДА.
Имя Ахура Мазда можно условно перевести как «Господь Мудрый», «Господь Мудрость», «Владыка мысли».
Одну из древнейших книг мира – «АВЕСТУ» - последователи Заратуштры оставили нам. Эта священная книга стала источником знаний о древних зороастрийцах и их религии. Некоторые зороастрийские религиозные представления со временем легли в основу древней религии тюрков – ТЕНГРИАНСТВО
Основой религиозных воззрений древних тюрков было поклонение богу Неба – Тенгри. Тенгрианство широко распространилось среди всех племен, живших тогда в Казахстане, а затем стало общей религией для всех тюрков.
Тенгри- верховное, всемогущее и всевидящее божество. Он устроитель и творец мира.
Легенды гласят: « До появления Тенгри во вселенной был первобытный хаос, океан, из которого и возник мир. Тенгри распоряжается судьбами людей. Только ему ведомо, когда человек родиться, как будет жить и когда должен умереть»
С особым почтением относились тюрки к Богине Умай. Богиня Умай была покровительницей и хранительницей семейного очага и детей.
У тюркских племен существовали различные религиозные культы: культ священных гор ( ыдык баш), культ предков, куль солнца. Почитали тюрки «Священную «Отюкенскую чернь»- Хантайские горы, дух которых считался покровителем каганов.
Существовали и различные традиции захоронения умерших, в основе которых лежали шаманские обряды.
С VI века среди тюркоязычных народов Казахстана стали распространяться такие религии как буддизм, манихейство, христианство. Распространение этих религий шло по Великому Шелковому пути, который играл важную роль не только в торговле, но и в распространении духовно-культурных ценностей народов мира. Буддизм проник на территорию Казахстана вместе с торговыми караванами из Индии, христианство и манихейство пришло в Казахстан из Сирии, Ирана и Аравии.
Сегодня, как и в древние времена, в Казахстане сотрудничают и мирно живут люди различных религиозных убеждений и это одно из завоеваний Независимого Казахстана.
Кочевники — люди, временно или постоянно ведущие кочевой образ жизни, люди без определенного места жительства. Средства к существованию кочевники могут получать из самых разных источников — кочевое скотоводство, торговля, различные ремесла, рыболовство, охота, наемный труд или даже грабеж или военные завоевания. В современной историографии выделяют три основные категории кочевников. Во-первых, это охотники и собиратели (австралийские аборигены, арктические индуины, африканские кунгсаны), существующие в естественной среде, незнакомые с сельским хозяйством или животноводством. Во-вторых, это кочевники, занимающиеся ремеслом и торговлей, такие, как цыгане или туареги, которые регулярно перемещаются ради торговли или выполнения небольших ремесленных работ. В-третьих, это кочевые скотоводческие народы от древних скифов, сарматов, гуннов до современных бедуинов, монголоязычных народов, сезонно перегоняющие скот с одного пастбища на другие, приблизительно в одни и те же места.