Теория послужила смысловой основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации Владимира Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения, в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства):
Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3].
Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в двух посланиях игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу:
Объяснение: 1) Крест - символ христианства. Когда Константин Мономах передает крест, на котором якобы распяли Иисуса Христа, Владимиру Мономаху - это знак, как будто Византийский Император передает главенство в Христианском (Православном) мире Руси. Царский Венец, Чаша, из которого пил сам Римский царь Август, Ожерелье, которое тоже носил Август - символы власти. С передачей этих регалий Владимиру, авторитет княжеской (царской) власти возрастает. Эта историческая легенда стала значима для московских правителей 15-16 века, т.к Византийская Империя, которой правил Константин Мономах, прекратила свое существование (Константинополь пал под натиском турок в 1453 г.).
2) Теория "Москва - Третий Рим". Москва, в глазах современников, стала Православным Центром, после падения Царьграда (Крест). В 15 в, также началась централизация Русских земель. Великокняжеская (центральная) власть окрепла. Нужны были различные средства, чтобы, с одной стороны, оправдать это усиление, а с другой укрепить авторитет великокняжеской власти (Венец, Чаша, Ожерелье).
Теория послужила смысловой основой представлений о роли и значении России, которые сложились в период возвышения Московского княжества. Московские великие князья (притязавшие начиная с Иоанна III на царский титул) полагались преемниками римских и византийских императоров.
Наиболее авторитетной и популярной в исторической науке является теория, впервые обосновано изложенная в 1869 году в докторской диссертации Владимира Иконникова[1]. Согласно данной точке зрения, в явном виде концепция «Москва — третий Рим» впервые была сформулирована в двух посланиях конца 1523 — начала 1524 года старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем[2] (первое, адресованное дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину, посвящено проблемам летосчисления и астрологии; второе, адресованное великому князю Московскому Василию III Ивановичу, — правильному совершению крестного знамения и проблеме распространения мужеложства):
Старец Филофей ставил московского князя в один ряд с императором Константином Великим, называя последнего предком князя: «Не преступай, царю, заповѣди, еже положиша твои прадѣды — великий Константинъ, и блаженный святый Владимиръ, и великий богоизбранный Ярославъ и прочии блаженнии святии, ихьж корень и до тебе»[3].
Собственно формулировка идеи третьего Рима содержится в двух посланиях игумена Филофея к Великому князю Василию Ивановичу:
Объяснение: 1) Крест - символ христианства. Когда Константин Мономах передает крест, на котором якобы распяли Иисуса Христа, Владимиру Мономаху - это знак, как будто Византийский Император передает главенство в Христианском (Православном) мире Руси. Царский Венец, Чаша, из которого пил сам Римский царь Август, Ожерелье, которое тоже носил Август - символы власти. С передачей этих регалий Владимиру, авторитет княжеской (царской) власти возрастает. Эта историческая легенда стала значима для московских правителей 15-16 века, т.к Византийская Империя, которой правил Константин Мономах, прекратила свое существование (Константинополь пал под натиском турок в 1453 г.).
2) Теория "Москва - Третий Рим". Москва, в глазах современников, стала Православным Центром, после падения Царьграда (Крест). В 15 в, также началась централизация Русских земель. Великокняжеская (центральная) власть окрепла. Нужны были различные средства, чтобы, с одной стороны, оправдать это усиление, а с другой укрепить авторитет великокняжеской власти (Венец, Чаша, Ожерелье).