С точки зрения диалектического материализма, всякое развитие порождается внутренними противоречиями, возникающими в борьбе противоположностей. Исторический же материализм уточняет, какие именно противоречия ведут к историческому развитию: противоречия между господствующим и угнетенным классами, которые принимают форму классовой борьбы. Когда противоречия накапливаются до определенной степени, происходит переход из количества в качество, и сменяется общественная формация: появляются новые классы, которые порождают новую форму общественных отношений. Например, противоречия в рабовладельческом строе ведут к его уничтожению, и появлению нового класса феодалов, который уже внедряет феодализм как формацию.
По этой логике, происходит поступательное развитие общества от рабовладения и феодализма к капитализму. С точки зрения марксистов, капитализм является последней антагонистической формацией, за ней следуют социализм и коммунизм - формации, в которых уже полностью преодолены классовые противоречия.
Сприходом к власти л. и. брежнева руководство государства перешло к более жесткому консервативному курсу. на многочисленных партийных съездах, пленумах цк. кпсс принимались резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни, ограничении влияния бюрократического аппарата, укреплении роли советов, но на практике осуществить эти мероприятия так и не удалось.ядром политической системы оставалась коммунистическая партия советского союза. положение о ее руководящей роли было внесено в текст новой конституции. основная функция республиканских и местных органов сводилась к реализации разработанной в москве политики, однако они могли вносить некоторые коррективы с учетом национальной и региональной специфики.коммунистической партии подчинялись и под ее руководством работали все органы государственной власти и (верховный совет и местные советы бсср, совет министров бсср, министерства и государственные комитеты, областные, городские, районные, сельские и поселковые исполнительные комитеты советов, органы суда и прокуратуры и а также общественные организации (профсоюзы, комсомол, научные, культурно-просветительские, оборонные, спортивные и другие организации). определенную роль в общественно-политической жизни играли профсоюзы. однако их деятельность была заорганизованной и чересчур централизованной, оставляла все меньше места для личной инициативы. такой же противоречивой была и деятельность комсомольских организаций. с одной стороны, комсомол проводил большую политико-воспитательную работу среди молодежи, с другой — в его деятельности было много формализма. количество членов коммунистической партии стремительно росло. вступление в ее ряды было способом повышения социального статуса личности, считалось необходимым условием для карьерного роста. вместе с тем рядовые коммунисты были фактически отстранены от реального участия в определении политики партии.всплеск общественной активности был связан с обсуждением и принятием конституции 1977 г. в ее преамбуле отмечалось, что в построен развитой социализм и общенародное государство. главная ценность конституции — ориентация на защиту социальных прав людей. конституция бсср 1978 г. полностью соответствовала положениям общесоюзной конституции. в тексте конституции сказано о возникновении новой общности — советского народа. главным содержанием политики по национальному вопросу являлось обеспечение расцвета наций, всестороннего развития национальной , социальной и духовной сфер каждой нации, повышение благосостояния людей с тем, чтобы развивался объективный процесс сближения наций и культур, а в далекой перспективе произошло их полное слияние.
С точки зрения диалектического материализма, всякое развитие порождается внутренними противоречиями, возникающими в борьбе противоположностей. Исторический же материализм уточняет, какие именно противоречия ведут к историческому развитию: противоречия между господствующим и угнетенным классами, которые принимают форму классовой борьбы. Когда противоречия накапливаются до определенной степени, происходит переход из количества в качество, и сменяется общественная формация: появляются новые классы, которые порождают новую форму общественных отношений. Например, противоречия в рабовладельческом строе ведут к его уничтожению, и появлению нового класса феодалов, который уже внедряет феодализм как формацию.
По этой логике, происходит поступательное развитие общества от рабовладения и феодализма к капитализму. С точки зрения марксистов, капитализм является последней антагонистической формацией, за ней следуют социализм и коммунизм - формации, в которых уже полностью преодолены классовые противоречия.