2) Как соотносятся с античной философией представления Августина?
Вообще, Августин не был удовлетворен античной философией. И с ней он сходится только в том, что есть Абсолют, как единство всего сущего. В учении Августа этот Абсолют – бог – есть основа основ.
5) Каковы главные направления мусульманской философии?
Можно выделить направления в мусульманской философии, исходя из разных оснований.
Три направления можно выделить, исходя из изучаемого:
1. Происхождение мироздания (таухид – единобожие – «Нет бога, кроме Аллаха»; Бог не имеет тела, духа и формы, он «единственное вечное Бытие»; представители направления: ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд)
2. Учение о человеке (жесткая нормативность социальной модели, фаталистическая идея; абсолютный фатализм был, но в нем сомневались кадариты, которые отстаивали свободу воли человека; представители направления: ал-Фараби (считал, что человек становится человеком, когда он обретает природную форму, которая готова стать разумом в действии)
3. Знание и рациональность (знание – одна из духовных ценностей, согласно Корану. Вера заложена в душах от рождения, а есть высокий и достоверный источник знания – мистическая интуиция; представитель направления: ал-Газали)
Еще 8 направлений можно выделить, исходя из тем и догм:
1. Калам (рассуждение, которое толкует догмы ислама, основанные на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам; это рационалистическая теология; обращение к разуму – высшая инстанция; это направление появилось в 8 веке)
2. Мутазилитизм (направление уже в каламе; представители Дамасска и Багдада, которые думали на тему справедливости и единобожия).
3. Фальсафа или восточный аристотелизм (учение, которое опиралось на авторитет Аристотеля, его представителями были Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Туфайл, Ибн Рушд; особенность – теоцентризм (Бог – вечный двигатель при вечной материи).
4. Исламский либерализм (либеральный ислам, который отделяет ритуальную часть веры от морально-мистической; направление появилось в Турции при Ататюрке)
5. Джадидизм (ислам при парламентаризме; считали, что принцип представительной власти закреплен в Коране; женщинам декларировали избирательные права; настаивали на праве человека на самостоятельное творческое прочтение Корана; появились в Российской империи в конце 19 века.)
6. Суфизм (мистическое направление; проповедует аскетизм и повышенную духовность; последователи – суфии; проповедь духовного совершенства через полное подчинение учителю и выполнение его указаний)
7. Ишракизм (иллюминативизм; направление в суфизме; предусматривает длительный процесс просветления; представители - Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди и аш-Ширази.
Рассматривая экономические воззрения Рикардо, мы упомянули о влиянии, которое оказали на него взгляды Мальтуса. Справедливости ради надо отметить, что взгляды последнего до некоторой степени определили господствующую в течение девятнадцатого века теорию заработной платы как теорию прожиточного минимума. Поэтому вкратце остановимся на экономических взглядах Т. Мальтуса.
Не будучи по образованию экономистом, Т. Мальтус (1766- 1834) вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор "закона народонаселения". В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества", где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии. По существу в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям:
- биологическая к размножению у человека превосходит его увеличивать продовольственные ресурсы,
- сама эта к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами.
Вообще, Августин не был удовлетворен античной философией. И с ней он сходится только в том, что есть Абсолют, как единство всего сущего. В учении Августа этот Абсолют – бог – есть основа основ.
5) Каковы главные направления мусульманской философии?Можно выделить направления в мусульманской философии, исходя из разных оснований.
Три направления можно выделить, исходя из изучаемого:
1. Происхождение мироздания (таухид – единобожие – «Нет бога, кроме Аллаха»; Бог не имеет тела, духа и формы, он «единственное вечное Бытие»; представители направления: ал-Кинди, ал-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд)
2. Учение о человеке (жесткая нормативность социальной модели, фаталистическая идея; абсолютный фатализм был, но в нем сомневались кадариты, которые отстаивали свободу воли человека; представители направления: ал-Фараби (считал, что человек становится человеком, когда он обретает природную форму, которая готова стать разумом в действии)
3. Знание и рациональность (знание – одна из духовных ценностей, согласно Корану. Вера заложена в душах от рождения, а есть высокий и достоверный источник знания – мистическая интуиция; представитель направления: ал-Газали)
Еще 8 направлений можно выделить, исходя из тем и догм:
1. Калам (рассуждение, которое толкует догмы ислама, основанные на разуме, а не на следовании религиозным авторитетам; это рационалистическая теология; обращение к разуму – высшая инстанция; это направление появилось в 8 веке)
2. Мутазилитизм (направление уже в каламе; представители Дамасска и Багдада, которые думали на тему справедливости и единобожия).
3. Фальсафа или восточный аристотелизм (учение, которое опиралось на авторитет Аристотеля, его представителями были Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Туфайл, Ибн Рушд; особенность – теоцентризм (Бог – вечный двигатель при вечной материи).
4. Исламский либерализм (либеральный ислам, который отделяет ритуальную часть веры от морально-мистической; направление появилось в Турции при Ататюрке)
5. Джадидизм (ислам при парламентаризме; считали, что принцип представительной власти закреплен в Коране; женщинам декларировали избирательные права; настаивали на праве человека на самостоятельное творческое прочтение Корана; появились в Российской империи в конце 19 века.)
6. Суфизм (мистическое направление; проповедует аскетизм и повышенную духовность; последователи – суфии; проповедь духовного совершенства через полное подчинение учителю и выполнение его указаний)
7. Ишракизм (иллюминативизм; направление в суфизме; предусматривает длительный процесс просветления; представители - Шихаб ад-Дин Йахйа ас-Сухраварди и аш-Ширази.
8. Батинизм (поиск тайных смыслов, осмысление античности, эллинизма)
Рассматривая экономические воззрения Рикардо, мы упомянули о влиянии, которое оказали на него взгляды Мальтуса. Справедливости ради надо отметить, что взгляды последнего до некоторой степени определили господствующую в течение девятнадцатого века теорию заработной платы как теорию прожиточного минимума. Поэтому вкратце остановимся на экономических взглядах Т. Мальтуса.
Не будучи по образованию экономистом, Т. Мальтус (1766- 1834) вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, а именно как автор "закона народонаселения". В 1798 году в Лондоне была издана небольшим тиражом книга под названием "Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества", где автор доказывал, что население растет в геометрической прогрессии, а средства существования (под которыми подразумевались продукты сельского хозяйства) только в арифметической прогрессии. По существу в этой работе Мальтус сформулировал свою теорию народонаселения, которую можно свести к следующим положениям:
- биологическая к размножению у человека превосходит его увеличивать продовольственные ресурсы,
- сама эта к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами.