Вселенский собор Римско-католич. церкви, сыгравший значит. роль в организации католич. реформы и противостоянии Реформации и протестантизму. Проходил в 3 этапа, с 1545 по 1563, в итал. городе Тренто (лат. Tridentum). 1-й этап (13.12.1545 – март 1547): принято постановление, называвшее в качестве источников Откровения канонич. книги Ветхого и Нового Заветов (в лат. пер. – Вульгата) и уравнивавшее в авторитете Священное Писание и Священное Предание
Тридентский собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции.
В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования сознания вселенского собора в виду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папой Юлием II в противовес Пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора.
Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво добиваться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий.
Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о Базельском соборе заставляли их опасаться, что при настроении общества XVI в. авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в.
Папа Климент VII (1523-34), несмотря на данные Карлу V обещания созвать вселенский собор для реформирования католической церкви и устранения в ней раскола, умер, не созвав собора.
Новый папа Павел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллой от 12 июня 1536 он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папой в Лукке в 1541 Павел III созвал собор на ноябрь 1542, но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война.
После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544), папа созвал собор (буллой от 19 ноября 1544) в Тридент (город в южном Тироле) на март 1545.
Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 декабря 1545 и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор.
Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собой перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам.
Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинальду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им.
ТРИДЕНТСКИЙ СБОР
Вселенский собор Римско-католич. церкви, сыгравший значит. роль в организации католич. реформы и противостоянии Реформации и протестантизму. Проходил в 3 этапа, с 1545 по 1563, в итал. городе Тренто (лат. Tridentum). 1-й этап (13.12.1545 – март 1547): принято постановление, называвшее в качестве источников Откровения канонич. книги Ветхого и Нового Заветов (в лат. пер. – Вульгата) и уравнивавшее в авторитете Священное Писание и Священное Предание
Объяснение:
Тридентский собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции.
В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования сознания вселенского собора в виду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папой Юлием II в противовес Пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора.
Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво добиваться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий.
Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о Базельском соборе заставляли их опасаться, что при настроении общества XVI в. авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в.
Папа Климент VII (1523-34), несмотря на данные Карлу V обещания созвать вселенский собор для реформирования католической церкви и устранения в ней раскола, умер, не созвав собора.
Новый папа Павел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллой от 12 июня 1536 он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папой в Лукке в 1541 Павел III созвал собор на ноябрь 1542, но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война.
После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544), папа созвал собор (буллой от 19 ноября 1544) в Тридент (город в южном Тироле) на март 1545.
Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 декабря 1545 и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор.
Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собой перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам.
Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинальду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им.