«Того ж року прийшов Батий до Києва з ... многим-ножеством сили своєї і оточив місто. І обступила (Київ] сила татарська, і було місто в облозі великій
І пробував Батий коло міста, а вої його облягали місто. І не було чути (нічого) од
звуків скрипіння теліг його, ревіння безлічі верблюдів його, і од звуків іржання
стад коней його, і сповнена була земля Руськая ворогами» [1].
3) Яким чином описані події вплинули на загальний хід розвитку українських зе
мель?
В 749 году китайский полководец Гао Сяньчжи взял Ташкент, казнив его тюркского правителя Мохэду. По жалобе его сына и для того, чтобы защитить арабский гарнизон в осаждённом Таразе, наместник халифа Абу Муслим послал навстречу китайцам отряд йеменской конницы под командованием Зияда ибн Салиха, к которому присоединилось ополчение тюркских племен, прежде воевавших с арабами.
Битва, ставшая фактически столкновением цивилизаций, произошла в июле 751 года на реке Талас. Четверо суток армии стояли друг против друга, не решаясь вступить в сражение. На пятый день в тыл китайцам неожиданно ударили силы карлуков, входивших в состав имперской армии и изменивших своим сюзеренам. Китайская армия дрогнула и обратилась в бегство. Конвой Гао Сяньчжи с трудом проложил полководцу дорогу среди охваченных паникой воинов.
Битва положила конец продвижению на запад границ Танской империи. В то же время китайским военачальникам удалось нанести значительный ущерб арабским силам, что приостановило их продвижение на восток, в Синьцзян. Разразившееся через несколько лет после битвы восстание Ань Лушаня подорвало мощь тан
Низшие церковные школы готовили в основном приходских священников. Платное обучение велось на латинском языке. Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян. Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений). Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те же молитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописные книги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было еще далеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивали наиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Не мудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкие от разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся эта премудрость вколачивалась в сознание учеников с розги.
Около трёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма учились изображать числа с пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школы навсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни и выходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать тексты богослужебных книг.