Тест «Россия в эпоху дворцовых переворотов» 1. Что относится к причинам дворцовых переворотов в XVIII в.?
2. стремление казачества получить дворянские привилегии
3. распространение клеветы против правящей династии
4. изменение порядка наследования престола, принятое Петром I
5. военные неудачи России
2. Кто из правителей царствовал меньше всего:
1. Петр III
2. Анна Иоанновна
3. Елизавета Петровна
3. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?
1) Алексей Михайлович, Петр II
2) Петр I, Павел I
3) Екатерина I, Петр III
4) Елизавета Петровна, Екатерина II.
4 Укажите хронологические рамки правления Екатерины I
1. 1700-1725
2. 1727-1730
3. 1725-1727
5. В какой степени родства находились Пётр I и Анна Иоанновна?
1. брат и сестра
2. двоюродные брат и сестра
3. дядя и племянница
6. Как называется период отечественной истории 1725-1762 гг.?
1. семибоярщина
2. междуцарствие
3. эпоха дворцовых переворотов
7. Как Пётр II получил трон?
1. в результате дворцового переворота
2. по завещанию Екатерины I
3. благодаря поддержке Голицыных
8. Кто из правителей создал Великий тайный совет?
1. Павел I 2. Пётр II 3. Екатерина I
9. 4. Что послужило предпосылкой «эпохи дворцовых переворотов»?
А) Кризис правящей династии
Б) Изменение порядка престолонаследия в 1722 году
В) Возросшее влияние гвардии
1) А 2) Б 3) А, Б 4) А, Б, В
10. 5. Кто был правителем Российской Империи в 1730-1740 гг.?
1) Екатерина 2) Петр II 3) Петр III 4) Нет правильного ответа
11. В чем проявилось усиление позиций дворянства (не менее 3-х положений)?
12. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Правитель Событие
1. Екатерина I
2. Петр III
3. Анна Иоанновна А) принятие «Манифеста о вольности дворянской»
Б) указ о прикреплении к мануфактурам наемных работников и их семей
В) создание Верховного тайного совета
13. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.
Термин Определение
1. регентство
2. гвардия
3. «бироновщина» А) Лучшая, привилегированная часть войска
Б) Политический режим в России в 30-е гг. XVIII в., характеризующийся засильем иностранцев, главным образом немцев, на важнейших государственных постах.
В) Временное правление одного или нескольких лиц в случае длительного отсутствия, болезни или несовершеннолетия государя.
14. Определите верные высказывания:
1. Главным направлением внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг. было ослабление крепостного гнета.
2. Главным направлением внутренней политики российских правителей в 1725-1762 гг. было увеличение привилегий дворянства.
3. В эпоху дворцовых переворот функции Сената были ограничены.
4. Политика властей в отношении крестьян стала мягче.
5. В эпоху дворцовых переворотов петровская система местного управления была упразднена.
15. В. О. Ключевский, характеризуя эпоху дворцовых переворотов, писал:
«Одна особенность этих переворотов имеет более других важное политическое значение. Когда отсутствует закон, политический вопрос решается обыкновенно господствующей силой».
Что было «господствующей» (движущей) силой дворцовых переворотов? Подтвердите слова историка фактами.
Осада: в этом случае город или крепость окружается и устанавливается блокада, чтобы объект не снабжался продовольствием, боеприпасами и другими ресурсами. Целью здесь является ослабление вражеской крепости – со временем кончаются припасы пищи, в результате чего истощаются силы противника. Тогда крепость либо сдается, либо штурмуется. Пример – осада Ивангородской крепости в русско-шведской войне.
Штурм: этот вид взятия крепостей преимущественно использовался днем при огромном численном превосходстве над противником. Рвы заваливались, лучники или стрелки зачищали стены от врагов, а осадные орудия разрушали стену, после чего солдаты могли проникнуть в крепость и штурмовать ее. Пример – штурм Измаила в русско-турецкой войне.
Иногда нападение перед штурмом было неожиданным. Такое нападение совершается на ничего не подозревающего врага, слишком уверенного в своей безопасности. Так как у врага дозор слабый и невнимательный, к городу можно подобраться очень близко и не быть замеченным (эта тактика часто применялась ночью), а затем внезапно атаковать. Пример – штурм Праги Суворовым.
Хитрость: этот метод полагался на подкуп, обманы, хитрость или предательство – зачастую армия просто впускалась в город. Также эффективно применялись шпионы. Пример – замок Крак де Шевалье.
года. Царем стал его старший брат Фёдор. После смерти Фёдора царями сделались
одновременно братья Иван и Пётр. Иван был слабый и больной мальчик, а Петру
было всего 10 лет. Вместо них правила государством их старшая сестра Софья,
умная и честолюбивая женщина. Она хотела продолжать править государством и
после совершеннолетия Петра. Поэтому она отправила Петра с матерью в село
Преображенское, недалеко от Москвы. Там Пётр прожил семь лет.
В это время в России не хватало образованных людей. Были хорошие знатоки
латинского и греческих языков, красноречивые ораторы, храбрые воины, но почти
не было инженеров и учёных. Армия была плохо вооружена и обучена, а военного
флота и вовсе не существовало. Нужно было вывести Россию из отсталости,
построить фабрики и заводы, принять новые законы, привлечь к управлению
государством энергичных и образованных людей.
Время это не для Петра даром. В своих детских играх "в солдаты" с
деревенскими мальчишками он создаёт основу будущей русской регулярной армии.
Плавая по реке и озеру на небольшой парусной лодке, он уже думает о создании
русского флота. Тогда же Пётр познакомился с иностранцами - "немцами" (в то
время русские так называли всех иностранцев), жившими недалеко от села
Преображенского. Знакомство с ними было первой встречей Петра с Западной
Европой, показавшей ему насколько Европа опередила Россию. От этих иностранцев
Пётр научился многому. Он изучил арифметику, геометрию и артиллерийское дело;
знакомился он и с другими науками, учился строить крепость и корабли. Так Пётр
ещё юношей получил широкое по тому времени образование.
Умер Пётр так, как и жил: не жалея себя и жертвуя собой для России и русских
людей. В 1725 году он лично солдат, тонувших во время наводнения в
финском заливе, сильно простудился и вскоре умер.