Это государство представляло собой племенной союз, который был создан для защиты от врагов и для возможности нападения на другие государства. В него входили земли сербов, чехов, моравов, хорватов и словаков.
Главным городом державы был Вышеград, который был основан на реке Мораве, а название государства обусловлено личностью Само, который стал вождем славян.
Само правил державой с 623 по 658 годы, и за тридцать пять лет царствование он сумел создать обширную державу, которая включала в себя множество земель и народов. Но после его смерти держава прекратила свое существование.
Первое Болгарское царство
Первое упоминание об этой державе относится к 681 году. Болгарское царство представляло собой военизированное объединение, в состав которого входили тюрки и славяне, роль и влияние последних со временем значительно возрастает.
К X веку процесс смешения протоболгар и славян привел к формированию новой этнической общности, которые назывались болгарами. VIII-IX века относят к расцвету Болгарского царства, болгары ведут войны с Византией и славянскими племенами, архитектура и литература развиваются.
Такие правители как Борис I и Симеон укрепляли процветание царства. Последний расширил границы царства до Черного моря, утвердил новую столицу Болгарского царства Преслав. Но после смерти Симеона, земли болгар стали терпеть набеги русичей и византийцев, стали учащаться внутригосударственные раздоры.
Великая Моравия
Возникновение этого государства относят к IX веку, это было обусловлено необходимостью защищаться от германских племен и усиленным процессом феодализации. При правлении Святополка территория Моравии включает в себя Словакию, Чехию, Малую Польшу и Паннонию.
У этой державы не было централизованной системы управления, отдельные княжества Великой Моравии было довольно самостоятельным. Столицей Моравского государства был город Велеград. История Великой Моравии значительна для развития религии славянских народов.
Известно, что в 863 году на ее территорию прибыла христианская миссия наряду с Мефодием и Константином, которые и определили дальнейшее развитие славянской письменности и становление богослужения для славян. Примечательно, что как и в случае других славянских государств той эпохи, падение Великой Моравии началось после смерти ее царя Святополка.
На ее земли стали нападать мадьяры, кочевые племена. А Чехия и Словакия окончательно разъединились, первая стал самостоятельным государством, а вторая теперь относилась к венгерскому государству.
Киевская Русь
Это могущественное государство возникло из объединений племен восточных славян на рубеже VIII-IX веков. В древнерусский литературе летописец Нестор описал процесс формирования Киевской Руси и ее становления в «Повести временных лет». История становления Киевской Руси, как одного из самых сильных и влиятельных государств Европы того времени, имеет несколько этапов.
Одним из ключевых является соединение Киева и Новгорода после того, как царь Новгорода Олег захватил Киев. Во время его правления государство превращается в раннефеодальную монархию. Благодаря своему расцвету и постоянными захватам, к 1054 году в состав Киевской Руси стали входить все восточнославянские племена.
После этого Киевской Руси постоянно грозил распад, но все-таки на протяжении долгого времени она сумела сохранять единство и целостность. Но к 1132 году Киевская Русь окончательно распалась.
В исторической литературе события конца XVI — начала XVII в. принято называть Смутой. Еще современники выделяли этот период в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время», или просто «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения Смута — одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С.М. Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными. Это столкновение выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной Смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями.
К.А. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.
В.О. Ключевский усматривал причины Смуты, во-первых, в «вотчинно-династическом взгляде на государство», и, во-вторых, в «тягловом строе государства». Под первой причиной подразумевалось наличие удельных пережитков в политическом сознании, когда на Московское государство смотрели как на вотчину княжеской династии, из владений которых со времен Ивана Калиты оно выросло. На самом деле государство было союзом великорусского народа. Это противоречие вело к Смуте. Вторую причину Ключевский видел в неодинаковом раскладе государственных повинностей. И если дворяне желали оградить себя от беззаконий Грозного и Годунова, обеспечить свои права и привилегии, то недовольство низших классов вело к «общественной розни», «к ожесточенной классовой вражде».
Само развитие событий Смуты историк рассматривал как «последовательное вхождение в Смуту всех слоев русского общества «сверху вниз». «Отличительной особенностью Смуты, — писал Ключевский, — является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало Смуту». Таким образом, В.О. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым в «Лекциях по русской истории»: «Начальным фактом и ближайшей причиной Смуты послужило прекращение царской династии». Ученый продолжал развивать свои взгляды на Смуту и в советское время, вплоть до его ареста и ссылки в Самару в 1931 г. как создателя «реакционной» школы в исторической науке и даже главы некоего мифического «заговора».
После этого употребление самого слова «смута» было объявлено «ненаучным» и «буржуазным», а вместо прежнего термина, довольно точно передававшего суть событий начала XVII в., было введено громоздкое и даже, по определению В.Б. Кобрина, бюрократическое наименование «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России». Новое название определяло не столько сущность явления, сколько те границы и направления, которых полагалось придерживаться историкам в их исследованиях. При этом выпадали из рассмотрения такие проблемы, как политическая борьба правящих классов за власть, роль казачества в Смуте, история церкви в этот период.
В советский период историки также внесли вклад в изучение Смутного времени. Работы И.И. Смирнова, А.А. Зимина, В.И. Корецкого существенно дополнили историографию исследованием истории классовой борьбы в годы «московской разрухи», анализом процесса формирования крепостного права при Борисе Годунове, введением в научный оборот новых архивных материалов.
Держава Само
Это государство представляло собой племенной союз, который был создан для защиты от врагов и для возможности нападения на другие государства. В него входили земли сербов, чехов, моравов, хорватов и словаков.
Главным городом державы был Вышеград, который был основан на реке Мораве, а название государства обусловлено личностью Само, который стал вождем славян.
Само правил державой с 623 по 658 годы, и за тридцать пять лет царствование он сумел создать обширную державу, которая включала в себя множество земель и народов. Но после его смерти держава прекратила свое существование.
Первое Болгарское царство
Первое упоминание об этой державе относится к 681 году. Болгарское царство представляло собой военизированное объединение, в состав которого входили тюрки и славяне, роль и влияние последних со временем значительно возрастает.
К X веку процесс смешения протоболгар и славян привел к формированию новой этнической общности, которые назывались болгарами. VIII-IX века относят к расцвету Болгарского царства, болгары ведут войны с Византией и славянскими племенами, архитектура и литература развиваются.
Такие правители как Борис I и Симеон укрепляли процветание царства. Последний расширил границы царства до Черного моря, утвердил новую столицу Болгарского царства Преслав. Но после смерти Симеона, земли болгар стали терпеть набеги русичей и византийцев, стали учащаться внутригосударственные раздоры.
Великая Моравия
Возникновение этого государства относят к IX веку, это было обусловлено необходимостью защищаться от германских племен и усиленным процессом феодализации. При правлении Святополка территория Моравии включает в себя Словакию, Чехию, Малую Польшу и Паннонию.
У этой державы не было централизованной системы управления, отдельные княжества Великой Моравии было довольно самостоятельным. Столицей Моравского государства был город Велеград. История Великой Моравии значительна для развития религии славянских народов.
Известно, что в 863 году на ее территорию прибыла христианская миссия наряду с Мефодием и Константином, которые и определили дальнейшее развитие славянской письменности и становление богослужения для славян. Примечательно, что как и в случае других славянских государств той эпохи, падение Великой Моравии началось после смерти ее царя Святополка.
На ее земли стали нападать мадьяры, кочевые племена. А Чехия и Словакия окончательно разъединились, первая стал самостоятельным государством, а вторая теперь относилась к венгерскому государству.
Киевская Русь
Это могущественное государство возникло из объединений племен восточных славян на рубеже VIII-IX веков. В древнерусский литературе летописец Нестор описал процесс формирования Киевской Руси и ее становления в «Повести временных лет». История становления Киевской Руси, как одного из самых сильных и влиятельных государств Европы того времени, имеет несколько этапов.
Одним из ключевых является соединение Киева и Новгорода после того, как царь Новгорода Олег захватил Киев. Во время его правления государство превращается в раннефеодальную монархию. Благодаря своему расцвету и постоянными захватам, к 1054 году в состав Киевской Руси стали входить все восточнославянские племена.
После этого Киевской Руси постоянно грозил распад, но все-таки на протяжении долгого времени она сумела сохранять единство и целостность. Но к 1132 году Киевская Русь окончательно распалась.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время
В исторической литературе события конца XVI — начала XVII в. принято называть Смутой. Еще современники выделяли этот период в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время», или просто «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения Смута — одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С.М. Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными. Это столкновение выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной Смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями.
К.А. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.
В.О. Ключевский усматривал причины Смуты, во-первых, в «вотчинно-династическом взгляде на государство», и, во-вторых, в «тягловом строе государства». Под первой причиной подразумевалось наличие удельных пережитков в политическом сознании, когда на Московское государство смотрели как на вотчину княжеской династии, из владений которых со времен Ивана Калиты оно выросло. На самом деле государство было союзом великорусского народа. Это противоречие вело к Смуте. Вторую причину Ключевский видел в неодинаковом раскладе государственных повинностей. И если дворяне желали оградить себя от беззаконий Грозного и Годунова, обеспечить свои права и привилегии, то недовольство низших классов вело к «общественной розни», «к ожесточенной классовой вражде».
Само развитие событий Смуты историк рассматривал как «последовательное вхождение в Смуту всех слоев русского общества «сверху вниз». «Отличительной особенностью Смуты, — писал Ключевский, — является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало Смуту». Таким образом, В.О. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым в «Лекциях по русской истории»: «Начальным фактом и ближайшей причиной Смуты послужило прекращение царской династии». Ученый продолжал развивать свои взгляды на Смуту и в советское время, вплоть до его ареста и ссылки в Самару в 1931 г. как создателя «реакционной» школы в исторической науке и даже главы некоего мифического «заговора».
После этого употребление самого слова «смута» было объявлено «ненаучным» и «буржуазным», а вместо прежнего термина, довольно точно передававшего суть событий начала XVII в., было введено громоздкое и даже, по определению В.Б. Кобрина, бюрократическое наименование «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России». Новое название определяло не столько сущность явления, сколько те границы и направления, которых полагалось придерживаться историкам в их исследованиях. При этом выпадали из рассмотрения такие проблемы, как политическая борьба правящих классов за власть, роль казачества в Смуте, история церкви в этот период.
В советский период историки также внесли вклад в изучение Смутного времени. Работы И.И. Смирнова, А.А. Зимина, В.И. Корецкого существенно дополнили историографию исследованием истории классовой борьбы в годы «московской разрухи», анализом процесса формирования крепостного права при Борисе Годунове, введением в научный оборот новых архивных материалов.