Вне всякого сомнения положение россии — отсутствие естественных границ на просторах восточно-европейской равнины — обусловило широту пространств этого государства. также нет сомнений, что в xvii столетии россия являлась величайшей в мире по своей территории страной. это по своей сути обстоятельство определило характер российского абсолютизма. н. а. бердяев в статье «о власти пространств над душой» (сборник «судьба россии») писал: «государственное рвладевание необъятными пространствами сопровождалось страшной централизацией, подчинением всей жизни государственному интересу и подавлением свободных личных и общественных сил. всегда было слабо у сознание личных прав и не развита была самостоятельность классов и групп». по мысли бердяева огромные пространства легко давались народу, но больших сил и жертв стоила организация этих пространств в единое государство. философ метафорически заключает, что « душа ушиблена ширью», она под гипнозом безграничности полей и государства. это проявилось в уходе духовной энергии россиян внутрь, в созерцание, и в отсутствии у искусства форм, и в «отступательной» тактике в войнах, когда ратные люди уповали на то, что мать-земля их сама собой спасет, утопив в своей безмерности неприятелей, и в слабо выраженной самодеятельности и активности человека. таким образом, мы видим, что пространство из фактора переходит в психологию, превращаясь из чисто внешнего фактора в судьбу народа. россия xvii века дает нам примеры этого.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) 1619 года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) 1619 года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Объяснение:
надеюсь