сжать конспект В среде нобилитета (знати), особенно у старинных аристократических родов, прочно
сохранялись традиционные представления о феодальных доблестях, высоко ценилась
фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-
пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати
входило, как правило, торгово-финансовое предпринимательство, порождавшее
практический рационализм, расчетливость, новое отношение к богатству. Стремление
нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные
амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения — служение государству на
административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть.
Основная масса пополанства — купечество средней руки и цеховые мастера, а также
представители традиционных интеллектуальных профессий (духовенство, теологи,
юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города-
государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции
корпоративизма были более прочными.
В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и
богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального
протеста, складывались свои представления о справедливости, греховности и
воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас
и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично
свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского
феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его
неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней
прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала оп-
ределенное воздействие на культуру Ренессанса.
Формирование новой культуры стало делом, прежде всего, гуманистической
интеллигенции, по своему происхождению и социальному положению весьма
пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали
нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с
идеологией того или иного слоя общества. При всей идейной пестроте в культуре
итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения,
специфические черты которого определяют его «ренессансность».
В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и
поставленная гуманистами задача достижения более высокого уровня обра-
зования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной
просветительской цели вели и внутренние закономерности развития самой культуры.