Страницы газет пестрели совершенно невероятными, с точки зрения современного читателя, статьями о преследованиях сельских обывателей,
торговавших на рынке.
В одной из них шла речь о злоключениях учителя-пенсионера из
Астраханской области. В 1962 г. его судили за «частное
предпринимательство». Старый учитель «сумел получить два земельных
участка, устроил на них теплицы, развел огромный огород. Он стал торговать
ранними овощами в северных областях страны. Следствие не установило в
его действиях обычного криминала: он не был уличен в грабеже, хищениях и
т. д. И все же суд решил: имущество конфисковать, а владельца заниматься
полезным для общества трудом».
Мнения присутствовавших в зале суда разделились. Одни одобряли
приговор, другие спрашивали: «За что судили? Он ничего не воровал, свое
продавал!» И тут автор статьи нравоучительно заключал: «Да, эти люди
ничего не крали, никого не грабили, но они давно уже стали рабами личной
собственности, которая превратилась для них в идола. И кто знает, не осуди
бывшего учителя за стяжательство, он при известных обстоятельствах мог бы
вступить на более опасный путь…»
1 Чем руководствовались судебные органы при вынесении
приговора?
2 О какой опасности говорит автор статьи?
3 Как вы понимаете термин «стяжательство»?
4 Справедливо ли на ваш взгляд принятое судом решение?
Почему?
5 Какое решение в ходе судебного процесса было бы принято в
наше время?
В своей массе индонезийцы верят в существование многочисленных духов и соотносят с ними каждое необычное и труднообъяснимое явление в жизни человека. Множество обычаев, связанных с культом предков, существует, например, у батаков Суматры. В их домах хранятся разнообразные ритуальные фигурки, изображающие предков. Батаки различают три категории духов-предков: духи-покровители, т.е. мифические основатели данного рода или деревни; добрые духи – души давно умерших предков и злые духи – души недавно умерших, разгневанных своим уходом из жизни и потому причинять неприятности живущим. Страна предков, по поверьям батаков, находится на этом же острове под землей, на соседнем острове или на некоем легендарном острове за морем.
Наиболее тесно с культом предков связаны жрецы и шаманы. Поклонение духам предков у индонезийцев нередко принимает самые разнообразные формы. Так, почитаются священными могилы видных деятелей например, князя Джаякерты. Совершаются массовые паломничества на могилу последнего правителя империи Маджапахит на склоне горы Селаронг около Джокьякарты; здесь приносят жертвы, просят благословения, богатства, чинов и т.п. Своеобразное преломление культ предков получил в «кебатинан» – современных верованиях, сосредотачивающих внимание на метафизическом поиске гармонии с миром и подразумевающих общение с душами умерших. Верования, связанные с культом предков, чаще всего выражаются в обрядах и многочисленных праздниках. Считается, что этому культу обязан своим происхождением кукольный театр.
1. Древнейшие (первобытные) люди задавались вопросом происхождения человечества, природы, природных явлений. И с религии пришли к выводу, что за всем этим стоят Боги 3. Урочище Саймалуу-Таш (Саймалы Таш) является одной из крупнейших галерей наскальных изображений - петроглифов в мире. Здесь отмечено более ста тысяч рисунков. Саймалуу Таш находится южнее села Казарман Джалалабадской области Кыргызстана в горах Ферганского хребта на высотах 3000-3200 м. Саймалуу-Таш в переводе с киргизского означает узорчатый, расписанный камень.