Становление Древнерусского государства. Задание 1. Заполните пропуски в тексте.
Государство – организация жизни, при которой существует единая система
людьми, проживающими на одной ; взаимоотношения между ними регулируются
на основе единых , осуществляется охрана ; регулируется тем или
иным образом взаимоотношения с другими и .
Задание 2. Запишите даты правления и расположите в хронологической последовательности имена
правителей Древнерусского государства.
1) Ольга
2) Святослав
3) Рюрик
4) Игорь
5) Олег
Задание 3. Выпишите из текста § 5 выделенные жирным шрифтом даты и соответствующие им события в
краткой формулировке.
-
-
-
-
-
-
-
-
Задание 4. Из пункта 4 § 5 выпишите реформы, проведённые княгиней Ольгой.
Перечислите: причины реформ
Последствия реформ
Задание 5. Установите соответствие между термином и его значением.
ТЕРМИНЫ ЗНАЧЕНИЕ
А) погост 1) установленный размер дани
Б) полюдье 2) место сбора дани
В) урок 3) объезд князем с дружиной подвластных земель с целью сбора дани
Задание 6. Прочитайте описание деятельности правителя и напишите его имя.
1. Неудачный поход на Византию, сбор дополнительной дани с древлян.
2. Объединение Новгорода и Киева, поход на Царьград и победа над греками.
3. Разгром Хазарского каганата, переговоры с византийским императором Иоанном Цимисхием.
4. Изменение порядка сбора дани, расправа с древлянами.
5. Правление в Новгородской земле, основание княжеской династии.
Задание 7. Прочитайте летописный фрагмент о походах Святослава (с. 45 учебника).
1) Перечислите качества, которыми обладал" Святослав.
2) Какие из этих качеств военным успехам Святослава?
3) Определите отношение летописца к Святославу. Подтвердите свой вывод.
4) Какие слова и выражения Святослава стали крылатыми? Укажите не менее трёх.
различия:
1.) в европе процесс феодализации проходил быстро, а на руси медленно.
2.) есть конкретная феодальная лестница, вассальное подчинение, а на руси нет определенной структуры, просто подчинение
3.) на западе королевский домен, в россии – княжеская вотчина.
4.) дворяне больше зависели от царя, были более бесправны перед царём по сравнению с дрорянами западной европы.
сходства:
1.) правящий класс как в россии, так и в запалдной европе.
2.) кроме этого, земля была основной ценностью, крестьяне были вынуждены платить ренту своему феодалу.
1. среди крестьян выделялись поземельно зависимые и лично зависимые. лично зависимые крестьяне находились в полной зависимости от воли феодала, но также под защитой феодала. поземельно зависимые крестьяне обрабатывали землю феодала, а лично были свободны. потому они в любой момент могли уйти от феодала, но и феодал также в любой момент мог выгнать их со своей земли.
2. крестьяне обрабатывали землю так, что не могли не объединяться в общину. у каждой деревни на поле были участки с почвой получше и похуже. чтобы все оставались в равных условиях полосы каждого из хозяев располагались чересполосно с другими и даже с господскими. каждый год крестьянину доставались разные полосы. нужно было распределять эти полосы, решать, что сеять (потому что сеять нужно было одно и то же), когда сеять и когда убирать урожай (потому что делать это нужно было всем одновременно). для решения всех этих и многих других вопросов и нужна была община.
3.большую часть орудий труда крестьяне делали сами, только иногда обращались к кузнецу, который жил в их же деревне. потому и орудия были деревянными, только отдельные их части делали из железа и то не всегда. потому работать было тяжело. у каждого хозяина дома была своя полоса на общинном поле, а также он пользовался общинными лугами, местами для рыбной ловли и т. п. крестьяне жили в небольших домах, которые состояли только из одной комнаты. там спали все члены семьи, зимой они проводили там почти весь день (летом – на улице). в разных частях европы дома строили по-разному: из местного камня, дерева, или делали деревянный каркас и заполняли его глиной соломой и вообще чем попало (фахверковые дома). крышу обычно делали из соломы или камыша. в центре дома горел очаг. печей не знали, потому огонь должен был гореть постоянно, особенно зимой, иначе сразу становилось холодно. дым выходил через дверь или отверстие в крыше. на север окон вообще не делали, южнее окна были, но маленькие, узкие. они закрывались только ставнями, изредка вместо стекла вставляли бычий пузырь. мебель крестьяне делали сами, потому она была грубой. обычно в доме стояли стол, лавки и сундук для праздничной одежды. спали обычно на лавках, лишь у зажиточных хозяев были кровати. вокруг дома стояло ещё несколько хозяйственных построек. также вокруг дома были сад, огород. ели в основном похлёбки из самых разных растений (некоторые мы сегодня считаем несъедобными), заедали это хлебом, зажиточные хозяева – сыром. также ели рыбу, мясо крестьяне практически не видели (потому феодалы ели почти исключительно мясо – они подчёркивали этим своё превосходство над крестьянами).
4.в раннее средневековье в европе выращивали ещё те же культуры, что и в античности, хотя климат большинства стран европы гораздо холоднее, чем в средиземноморье. почти не выращивали бобов, которые вскоре станут основным продуктом для европейцев. кроме того, использовали мало удобрений и примитивные орудия труда. из-за всего этого работать приходилось тяжело, а вырастить удавалось мало, часто случались периоды голода. меньше оставалось или совсем не оставалось излишков и тогда повинности феодалу отбирали необходимое.
5.натуральным хозяйством называется то, в котором потребляется то, что и производится. такое хозяйство может существовать само по себе, ему почти ничего не нужно из города или из далёких земель, но и то, что в таком хозяйстве выращивается, съедается тоже там, не остаётся почти ничего, что можно продать.