Сравните отработочную и капиталистическую системы хозяйствования в губерниях по следующему плану: а) район распространения; б) взаимоотношения помещиков и крестьян; в) используемые орудия труда; г) эффективность хозяйства. сравнение оформите в виде таблицы в тетради.
а) религиозно обосновывалось право монарха-династа на власть;
б) религия была "цементом народной стены" (т.е. сплочала);
в) как в постиндустриальном обществе кто владеет СМИ, тот владеет разумами, так и в аграрном религиозном обществе кто близок к церкви, тот близок к религиозному чувству народа и может им манипулировать;
Во-вторых, он был выгоден церкви:
а) церковь получала необходимое финансирование;
б) подкрепляемая государственной "религиозной директивой", религия не могла быть вытеснена новой религией без политических последствий;
в) иерархи церкви были подчас не просто близки к политической власти, а держали ее в своих руках.
Однако при разрыве этого двуумвирата страдала больше все-таки церковь, потому что теряла свой смысл "религиозная директива", финансовые вливания уменьшались или вовсе исчезали, подчас - как это случилось в СССР в 30-е годы ХХ в. - атеисты-радикалы получали карт-бланш на любую борьбу с религией и, конечно, иерархи теряли всю власть, кроме авторитетной и религиозно-элитарной.
Главным биографом Хлодвига является Григорий Турский, епископ города Тура. И летописец Фредегар, записавший свою «Хронику» в VII веке, и анонимный автор «Книги истории франков», живший в VIII веке, в основном повторяют Григория Турского, не делая значительных отступлений от его текста. Кроме того, до наших дней дошли некоторые фрагменты переписки того времени и более поздние записи, сделанные на основе источников, которые сегодня не сохранились.[3]
Григорий Турский родился менее чем через три десятка лет после смерти Хлодвига и мог лично встречаться с людьми, ещё помнившими покойного короля. И уж точно он был знаком с людьми, знавшими жену Хлодвига королеву Клотильду, пережившую короля на 33 года и после смерти мужа удалившуюся в Тур, где она провела остаток жизни в базилике Святого Мартина. Став епископом Тура и решив написать свой труд, посвящённый франкским королям, позже получивший наименование «История франков», Григорий наверняка встречался с людьми, помнившими рассказы покойной королевы. Видимо, эти рассказы и легли в основу его повествования о Хлодвиге.
В истории Хлодвига, рассказанной Григорием Турским, переплелись и сказочные мотивы, восходящие к устной народной традиции, и сведения церковного происхождения. Его «История» богата наставлениями, так как изначально этот текст имел своей целью поучение, а затем превратился в хвалебную биографию. Поэтому данный источник плохо отвечает требованию точного изложения исторических фактов. Хронология правления Хлодвига часто неясна. Григорий считает перечисленные ниже события пятилетиями: например, война с Сиагрием произошла, по его сведениям, через пять лет после восшествия Хлодвига на престол, война против алеманнов — через пятнадцать лет после начала правления, война с вестготами — за пять лет до его смерти. Такая подача информации может быть некоторым упрощением со стороны автора. Но также вполне возможно, что эти даты близки к истине. Единственная более или менее точная дата, которой учёные располагают на сегодняшний день, — это дата смерти Хлодвига в 511 году. На основании того, что Григорий отмечает, что Хлодвиг правил 30 лет и умер в 45 лет[4], можно сделать вывод, что родился он около 466 года, а на престол взошёл примерно в 481 или 482 году.
Имя «Хлодвиг» (франкск. Hlodowig) состоит из двух частей — корней «hlod» (то есть «прославленный», «выдающийся», «именитый») и «wig» (что переводится как «бой»). Таким образом, «Хлодвиг» означает «Прославившийся в боях»[5].