В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство.
В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.
В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов).
В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.
Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.
Территорию кыпчаков можно условно разделить на:
Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра
Столица — Сыгнак.
Этническая история
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Хотя термин «кюеше» или «кзюеше», относящее к 201 г.до н.э., воспринимается многими исследователями как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.
Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:
VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.
В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках -комонами или куманами.
Общественное устройство
Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда
Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:
Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.
Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами. Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.
В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями. Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.
Причины ослабления:
ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
сложение крупного объединения канглы;
усиление междоусобной борьбы.
Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.
В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р. Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.
Те кто принял, стали своими для русских. Льготы и привилегии. Почти что граждане, а не инородцы. Так же например на Балканах во время Османской Империи многие славяне стали мусульманами. И да это открыло перед ними новые возможности. Многие из них добились в Порте высоких государственных постов. Достаточно вспомнить, что в г. Сараево живут преимущественно мусульмане, а вокруг располагались православные деревни. Деревня всегда выступала за сохранение устоев, а город всегда динамичен и готов к переменам.
Образование
В начале XI в. после падения Кимакского каганата на территории Казахстана образовалось новое сильное государство тюркоязычных племен — Кыпчакское ханство.
В начале XI в. кыпчаки вытеснили из низовьев Сырдарьи и междуречья Урала и Волги племена огузов и вплотную подошли к границам Хорезма.
В начале второй четверти XI в. появилось название «Дешт-и-Кыпчак» (Степь кыпчаков) вместо бытовавшего до того в письменных источниках «Мафазат аль-гуз» (Степь огузов).
В середине XI в. кыпчаки стали продвигаться на запад от р. Волги, вступая в контакты с народами Руси, Византии, Венгрии и дошли до р. Днестр.
Территория — от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе; от озера Балхаш на юге до лесо-степной полосы юго-западной Сибири на севере.
Территорию кыпчаков можно условно разделить на:
Восточный Дешт-и-Кыпчак — от Иртыша до Волги
Западный Дешт-и-Кыпчак — от Волги до Днестра
Столица — Сыгнак.
Этническая история
Этноним «кыпчак» впервые упоминается в 760 г. в древнетюркском руническом памятнике. Хотя термин «кюеше» или «кзюеше», относящее к 201 г.до н.э., воспринимается многими исследователями как первое упоминание кыпчаков в письменных источниках.
Формирование этнической общности кыпчаков на территории Казахстана было сложным, длительным процессом и делится на 3 этапа:
VII-VIII вв — кыпчаки населяли земли от северного Алтая и Иртыша, составили этническую основу кимакского племенного союза.
VIII-IX вв — кыпчаки сложились как этнос в Центральном и Восточном Казахстане. В VIII в. расселились от Алтая и Иртыша на востоке до Южно-Уральских гор и Волги на западе.
XI-XIII вв. — установление господства кыпчакских ханов, в основном Восточном Дешт-и-Кыпчаке.
В русских летописях кыпчаков называли -половцами, венгерские источники — палоцами, сорочинами, а в европейских источниках -комонами или куманами.
Общественное устройство
Хан — титул правителя, избирали из династийного рода — ель-борили. Ставка хана — Орда
Кыпчакское ханство по древнетюркским традициям делилось на два крыла:
Правое крыло — занимали земли Тургайской степи, бассейны рек Урал, Волги, полуостров Мангыстау. Ставка -г.Сарайшык на р. Урал, возглавлялось ханами из рода ель-борили;
Левое крыло — земли Центрального и Восточного Казахстана от Сырдарьи до Иртыша и Ишима. Ставка г. Сыгнак, во главе которого стояли ханы из племени уран.
Строго соблюдалось иерархическая система господствующей аристократической верхушки -ханы, тарханы, баскаки, беки, баи. Роды и племена также разделялись по социальной значимости. Рабы — самые бесправные группы, за счет военнопленных и их использовали в хозяйстве в качестве слуг. Кыпчакское общество было социально и сословно неравным. Частная собственность — скот. Мерила богатства — число лошадей. Например, богатые кыпчаки владели более 10 тыс. табунами. Посягание на собственность строго каралось, например, вернув украденного коня, преступник должен был дать хозяину еще 9 таких же коней. В XI-XIII вв. кыпчаки были самыми многочисленными племенами из тюркоязычных народов Центральной Азии и Восточной Европы. Антропологический тип кыпчаков относится — к переходной от европеоидной к монголоидной, к южно-сибирской группе, монголоидной расы. Кыпчакский язык составляет основу современного казахского языка.
В конце XI — начале XII вв. Жент, Янгикент и другие города нижней Сырдарьи находилась в руках кыпчакских ханов. В первой половине XII в. здесь развернулась упорная борьба между кыпчакскими ханами и мусульманскими династиями. Под предлогом распространения ислама Хорезм шах Атсыз (1127-1156 гг.) в 1133 г. завоевал Жент, затем присоединил к своим владениям Мангышлак и двинулся вглубь Дешт-и-Кыпчака. С этого времени началось раздробленность Кыпчакского ханства.
Причины ослабления:
ориентация на сближение с Хорезмом среди знати кыпчакских племен;
сложение крупного объединения канглы;
усиление междоусобной борьбы.
Во второй половине XII в. Хорезм шах Текеш (1172-1200) вел политику на сближение с кыпчакскими ханами. Женился на дочери кыпчакского хана Жанкеша Теренхатун. Правители Хорезма имели цель — исламизация кыпчакской знати. Однако многие кыпчаки оставались вне ислама, особенно территория между городами Жент и Фарабом до конца XII в. исповедовали языческую религию.
В начале XIII в. Хорезм шаху Мухаммеду (1200-1220) удалось захватить у кыпчаков область Сыгнака. В 1216 г. во время похода Мухаммеда против кыпчакского хана Кадыра он дошел до р. Иргиз, где в Тургайских степях случайно столкнулся с войском Джучи-хана, преследовавшего меркитов, бежавших в страну кыпчаков. После битвы с Мухаммедом монголы под прикрытием ночи отступили. Это было первое появление монголов на территории Казахстана.
:
Те кто принял, стали своими для русских. Льготы и привилегии. Почти что граждане, а не инородцы. Так же например на Балканах во время Османской Империи многие славяне стали мусульманами. И да это открыло перед ними новые возможности. Многие из них добились в Порте высоких государственных постов. Достаточно вспомнить, что в г. Сараево живут преимущественно мусульмане, а вокруг располагались православные деревни. Деревня всегда выступала за сохранение устоев, а город всегда динамичен и готов к переменам.