Сравнить развитие культуры Казахской ССР до военного периода с изменениями военного времени.
Достижение казахстанского
кино, литературы, науки,
музыки в годы войны
1.
2.
Достижение казахстанского
кино, литературы, науки,
музыки перед войной
1.
2.
Различие и сходства
1.
2.
Население Руси было разделено на ряд общественных групп. Шел процесс формирования сословий.
На вершине социальной лестницы находился великий князь, который являлся главой государства. Все остальные люди воспринимались как его слуги. Исключение составляли удельные князья, служившие Москве. По мере централизации государства и подчинения княжеств Московскому великому князю удельные князья становились крупными вотчинниками.
«Государь всея Руси» был крупным землевладельцем, которому принадлежали дворцовые вотчины, также он являлся господином всей остальной земли.
Бояре — крупные землевладельцы — также были подданными великого князя. Московское боярство имело самые сильные позиции.
Бояре возглавляли Государев двор, представлявший собой военно-административную корпорацию, выросшую из дружины времен Древнерусского государства. В середине XVI в. этот орган разделился на Дворец — хозяйственно-административную организацию, обеспечивавшую нужды великого князя и его семьи, и Двор, ставший организационным ядром вооруженных сил Московского княжества.
По мере объединения земель и укрепления великокняжеской власти изменялся правовой статус бояр; было отменено право отъезда к другому сюзерену, вотчины стали приобретать характер условного землевладения, были сокращены феодальный иммунитет и привилегии.
Бояре входили в состав Боярской думы, занимали важнейшие должности в системе органов управления государством, в вооруженных силах и т.д.
Однако с возрастанием роли дворян влияние бояр постепенно уменьшалось. Происходило измельчание боярских вотчин, которые дробились между наследниками.
Дворяне представляли собой служилое сословие. Они владели землей на поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Владельцы поместных земель могли их отчуждать и передавать по наследству, не входили в Боярскую думу, не могли получать высшие чины в дворцовом управлении и быть наместниками. Постепенно дворянство становилось все более многочисленным сословием, связанным с великокняжеской властью и становившимся ее важной политической опорой. Дворянство было заинтересовано в усилении власти единого государя, равно как и великий князь был заинтересован в поддержке такой многочисленной социальной группы.
Духовенство становится влиятельной политической силой и связывает свою политику с великим князем, с идеологией самодержавного государства. Духовенство разделялось на черное (монашеское) и белое (приходское). Церковные феодалы пользовались определенными привилегиями: не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь и имущество защищались усиленными мерами наказания и т.д.
Городское население было поначалу немногочисленным. Но постепенно города стали играть все более заметную роль в жизни государства. Складывалась следующая иерархия посадского населения:
Словом "катафракта" в греческом языке обозначался всаднический доспех. Термин же "катафрактарий" впервые появился в эллинистическом Египте в III веке до н. э., так называли солдат тяжелой кавалерии. Для вооружения катафрактариев характерны три особенности. Первой их отличительной чертой был тяжелый оборонительный доспех, состоящий из металлического чешуйчатого или пластинчатого панциря, позднее - кольчуги. Первоначально такой панцирь защищал только верхнюю часть тела до бедер. Позднее появляются кольчуги, доходящие до колен. Голову защищал металлический шлем. Второй особенностью катафрактариев было их главное наступательное оружие - пики, достигавшие в длину 4-4,5 метра. Некоторые авторы считают, что эти пики при атаке держали обеими руками. Как при этом всадники не вылетали из седла при ударе копьем в противника на полном скаку, обычно не объясняется.
Греческий писатель Гелиодор оставил прекрасное описание атаки катафрактариев: "Когда наступает время битвы, то, ослабив поводья и горяча коня боевым криком, катафрактарий мчится на противника, подобный какому-то железному человеку или движущейся кованой статуе. Острие копья сильно выдается вперед, само копье прикреплено ремнем к шее коня; нижний его конец при петли держится на крупе коня; в схватках копье не поддается, но руке всадника, всего лишь направляющей удар, само напрягается и твердо упирается, нанося сильное ранение, и в своем стремительном натиске колет, кого ни попало, одним ударом часто пронзая двух".