Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для них жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы – весеннее равноденствие, пахота, сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушать эту гармонию, по их понятиям, каждое из таких событий надо было сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Они совершались в специальных святилищах – в горных ущельях, у священных родников и речек. Здесь и сосредоточены основные комплексы петроглифов.
Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В основном это легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы, запряженные лошадьми и верблюдами. У древних существовал миф о небесной солнечной колеснице: на конных колесницах, считали они, разъезжают по небу все высшие боги.
К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами (клевцами), луками. Значительную группу петроглифов составляют рисунки с характерными для этого времени сюжетами: парные фигуры мужчин с воздетыми кверху руками, воинов с палицами, быков. В одном из ущелий выбита композиция, на которой запечатлены восемь мужчин, взявшихся за руки, выше – трое стреляющих лучников и человек с палицей. По-видимому, самые древние рисунки эпохи бронзы – изображения козлов в битреугольном стиле.
Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда-бактриана. В эпоху бронзы он изображался в статичной позе и нередко занимал во многих сценах центральное место. Изображен также домашний бык или тур. Можно говорить об определенных канонах в передаче фигур быков: расширяющийся к голове корпус, бугор над лопатками, длинные рога. Эпохой бронзы датируются изображения танцев. Исследователи подразделяют их на ритуальные, связанные с культом плодородия, охотничьи и военные. К танцам, связанным с культом плодородия, относят круговые, которые символизировали идею плодородия и благополучия.
К петроглифам конца эпохи бронзы принадлежат гравюры, воспроизводящие животных с рядом признаков, сближающих их с образами раннего звериного стиля. Среди петроглифов этого времени появляются сцены преследования и терзания животных, например, нападение собак на диких кабанов.
Лошадей как домашних животных, люди начинали приучать с железного века, о чем свидетельствует наскальные рисунки железного века. Лошадям древние художники уделяли особое внимание, нередко тщательно выписывая их фигуру. Среди лошадиных фигур выделяется своим архаизмом и своеобразием изображение коня. Коня считали священным жертвенным животным.
К раннему железному веку также относятся изображения козлов, оленей, пантер, волков, собак и кабанов. Многие из них аналогичны анималистическим сюжетам на предметах скифо-сакского прикладного искусства. Примечательна картина охоты лучников на трех кабанов, обнаруженная в одном из ущелий.
Средневековые петроглифы немногочисленны в сравнении с более ранними по времени. Они представлены рисунками: всадники со знаменами, битва конного и пешего воинов, караван верблюдов и родовые тамги. Значительная группа петроглифов, высеченная на скалах вблизи неукрепленного поселения, относящегося, по-видимому, к позднему средневековью.
1)12 сентября 490 года до н. э. Место:Марафон, Греция Афины,Платеи Персидская империя Командующие Мильтиад Младший, Каллимах † Датис†, Артаферн Силы сторон 9000 афинян, 1000 платейцев около 26 000 Потери 192 грека согласно Геродоту около 6400 согласно Геродоту 2) Дата середина сентября 480 до н. э. Место Фермопилы, Греция Итог победа персов Противники полисы континентальной Греции Персидская держава Командующие царь Леонид I † царь Ксеркс I Силы сторон 5200—7700 гоплитов в начале боя, 500—1400 гоплитов на 3-й день около 200 тыс. Потери 2—4 тыс. убитых, ок. 400 пленных (отряд фиванцев) до 20 тыс. 3) Дата 28 сентября 480 до н. э. Место пролив у острова Саламин в Эгейском море Итог победа греков Противники полисы Древней Греции Персидская империя Командующие Фемистокл (Афины) Еврибиад (Спарта) Ксеркс I Силы сторон 300—400 кораблей 500—800[1][2] (1000—1207 кораблей[3][4][5][6]) Потери 40 кораблей[7] 200 кораблей
Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. В основном это легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы, запряженные лошадьми и верблюдами. У древних существовал миф о небесной солнечной колеснице: на конных колесницах, считали они, разъезжают по небу все высшие боги.
К эпохе бронзы относятся также сцены боя, битвы пеших воинов, вооруженных палицами, топорами и чеканами (клевцами), луками. Значительную группу петроглифов составляют рисунки с характерными для этого времени сюжетами: парные фигуры мужчин с воздетыми кверху руками, воинов с палицами, быков. В одном из ущелий выбита композиция, на которой запечатлены восемь мужчин, взявшихся за руки, выше – трое стреляющих лучников и человек с палицей. По-видимому, самые древние рисунки эпохи бронзы – изображения козлов в битреугольном стиле.
Излюбленным сюжетом в наскальном искусстве был образ двугорбого верблюда-бактриана. В эпоху бронзы он изображался в статичной позе и нередко занимал во многих сценах центральное место. Изображен также домашний бык или тур. Можно говорить об определенных канонах в передаче фигур быков: расширяющийся к голове корпус, бугор над лопатками, длинные рога. Эпохой бронзы датируются изображения танцев. Исследователи подразделяют их на ритуальные, связанные с культом плодородия, охотничьи и военные. К танцам, связанным с культом плодородия, относят круговые, которые символизировали идею плодородия и благополучия.
К петроглифам конца эпохи бронзы принадлежат гравюры, воспроизводящие животных с рядом признаков, сближающих их с образами раннего звериного стиля. Среди петроглифов этого времени появляются сцены преследования и терзания животных, например, нападение собак на диких кабанов.
Лошадей как домашних животных, люди начинали приучать с железного века, о чем свидетельствует наскальные рисунки железного века. Лошадям древние художники уделяли особое внимание, нередко тщательно выписывая их фигуру. Среди лошадиных фигур выделяется своим архаизмом и своеобразием изображение коня. Коня считали священным жертвенным животным.
К раннему железному веку также относятся изображения козлов, оленей, пантер, волков, собак и кабанов. Многие из них аналогичны анималистическим сюжетам на предметах скифо-сакского прикладного искусства. Примечательна картина охоты лучников на трех кабанов, обнаруженная в одном из ущелий.
Средневековые петроглифы немногочисленны в сравнении с более ранними по времени. Они представлены рисунками: всадники со знаменами, битва конного и пешего воинов, караван верблюдов и родовые тамги. Значительная группа петроглифов, высеченная на скалах вблизи неукрепленного поселения, относящегося, по-видимому, к позднему средневековью.
Место:Марафон, Греция
Афины,Платеи Персидская империя
Командующие
Мильтиад Младший,
Каллимах † Датис†,
Артаферн
Силы сторон
9000 афинян,
1000 платейцев около 26 000
Потери
192 грека согласно Геродоту около 6400 согласно Геродоту
2) Дата
середина сентября 480 до н. э.
Место
Фермопилы, Греция
Итог
победа персов
Противники
полисы континентальной Греции Персидская держава
Командующие
царь Леонид I † царь Ксеркс I
Силы сторон
5200—7700 гоплитов в начале боя,
500—1400 гоплитов на 3-й день около 200 тыс.
Потери
2—4 тыс. убитых,
ок. 400 пленных (отряд фиванцев) до 20 тыс.
3) Дата
28 сентября 480 до н. э.
Место
пролив у острова Саламин в Эгейском море
Итог
победа греков
Противники
полисы Древней Греции Персидская империя
Командующие
Фемистокл (Афины)
Еврибиад (Спарта) Ксеркс I
Силы сторон
300—400 кораблей 500—800[1][2] (1000—1207 кораблей[3][4][5][6])
Потери
40 кораблей[7] 200 кораблей