Термин «казак» впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка переводится как «страж, конвоир».
Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в. в.:
1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;
2) усиление экспансии католичества;
3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;
4) усиление феодального гнета;
5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).
Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.
На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.
В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населения, но уже тогда оно было при для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.
Огромную роль в объединении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин «Запорожская Сечь» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.
В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.
Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.
Однако следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – «голота», «сирома», которые иногда не имели даже собственной рубахи.
Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета.
1.Особенности образования Литовского государства заключаются в том, что оно состояло как из литовцев, также как из этнических русских. Вообще, Литовское государство было многонациональным, многоконфессиональным. И разные культуры уживались друг с другом.2.Можно сказать, что религиозная политика того времени в Литовском государстве была свободной. Как я уже сказала, Литва была многоконфессиональным государством, где уживались католики, православные и язычники. В целом, литовские князья не старались притеснять кого-то. Но после конца 14 века, политика изменилась и православные попали под удар притеснения. 3.Формирование отдельных русской, украинской и белорусской народностей заключается в том, что эти народности проживали в разных землях, которые периодически попадали под влияние прочих стран. Таким образом, стали формироваться народности, говорящие на каком-либо диалекте, перенимая детали культуры влияющих стран.
Термин «казак» впервые упоминается в источнике ХIII века; тюркского происхождения. Означает он «одинокий», «склонный к разбою, завоеванию». В словаре половецкого языка переводится как «страж, конвоир».
Основная причина возникновения казачества коренилась в тех социально-политических условиях, которые сложились на украинских землях во II половине XV- XVI в. в.:
1) Польша и Литва ограничивали самоуправление этих земель вплоть до ликвидации остатков их автономии;
2) усиление экспансии католичества;
3) консолидация шляхетства, что вело к расширению его землевладения;
4) усиление феодального гнета;
5) турецко-татарская агрессия, которая угрожала самому существованию украинского народа (в XVI – первой половине XVII века демографические потери Украины от набегов татар составляли 653 тыс. человек).
Все это привело к тому, что в просторы среднего течения Днепра, где отсутствовала эксплуатация и были огромные площади плодородной земли, хлынул поток беглых крестьян и горожан из Галиции, Подолья, Волыни.
На новых землях сложилось своеобразное казацкое устройство. Казаки объединились в громады, и все важные вопросы решали на совете. Каждый казак считался вольным, имел равные со всеми права, принимал участие в самоуправлении, пользовался хозяйственными угодьями. Занимались казаки охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, земледелием. Однако из-за частых нападений крымских татар они имели оружие, искусно владели им, всегда были готовы защитить поселение и дать отпор врагу.
В первое время своего существования (до середины XVI в.) казачество не представляло собой отдельной организованной социальной группы населения, но уже тогда оно было при для степной пограничной борьбы (военным контингентом). И администрация пограничных городов и замков использовала их в военных целях: для охраны своих земель от татар и для набегов на татарские земли.
Огромную роль в объединении запорожских казаков в военную силу, фактически автономную по отношению к правительству Речи Посполитой, сыграл князь Дмитрий Вишневецкий. В 1553-1554 гг. он собрал разобщённые казаческие отряды и построил на острове Малая Хортица форт, Запорожскую Сечь, ставшую колыбелью украинского казачества. Впоследствии термин «Запорожская Сечь» распространился на все объединенное вокруг Сечи украинское казачество.
В конце XVI века Запорожья Сечь имела четкую военную организацию. Запорожских казаков было 5-6 тысяч человек, 500 человек постоянно жило в Сечи. Все казачество делилось на полки (500 человек) во главе с выборным полковником. Полки состояли из сотен во главе с сотниками. Возглавлял все войско казацкое выборный атаман, который официально назывался старшим (четником), а непосредственно Сечью руководил кошевой атаман.
Структура общественного устройства на Сечи была необыкновенно простой. Высшей властью здесь считался общий казацкий Совет, в котором участвовали все. Во время его работы все казаки открытым демократичным выдвигали кандидатуры, обсуждали их и большинством голосов избирали на ту или иную должность.
Однако следует отметить, что даже в этой казацкой республике полного демократизма, равенства не было. Нередко казацкая старшина путем обмана, подкупа проводила выгодные ей решения, стремилась сохранить власть в своих руках. Уже в XVI веке началась дифференциация: появились зажиточные казаки, которые владели собственными лодками, орудиями труда, имели запасы денег, соли, оружия, и бедные – «голота», «сирома», которые иногда не имели даже собственной рубахи.
Выделившись в конце XVI в. в особый социальный слой украинского общества казачество вступило в борьбу не только против турецко-татарских агрессоров, но и против польского феодально-крепостнического, национального и религиозного гнета.
Объяснение:.