Махамбет Утемисович (1803, ныне Западно-Казахстанская область, Жанибекский район - 20.10.1846 , ныне Атырауская область, Индерский район, село Жарсуат на Земле Караой-поэт, кюйши, лидер восстания (1836 -38) во главе с Исатаем Таймановичем. С детства учился на мусульманском, русском. Отец Утемис был влиятельным танцором страны.
1824-28 г. в г. Оренбурге находился сын Жангир хана Зулкарнаин.
В 1829 г. Махамбет был задержан по обвинению в тайном переходе во внутреннюю Орду с Урала, был заключен в тюрьму на Калмыковском посту почти на 2 года.
В 1831 году бежал из тюрьмы, но был реабилитирован.
1834 г. объединяется с Исатаем батыром. 9 июня того же года Жангир хан предложил пост старшины с целью привлечь Махамбета на свою сторону. Земельные вопросы, узость пастбищ, действия Российской империи в целях уничтожения Казахского ханства, а также выделение земель Жангир-ханом родным и близким, а во власти страны-свекру Карауылкожа - я не знаю, - сказал он. Борьба между карауылкожой и Исатаем-Махамбетом обернулась грандиозным протестным движением. От имени Исатая написано « " Ах, Махамбет, товарищ!"Махамбет толгауы", где строки» сын хана плакал-ай, умолял душу мою-ай " описывают реальность военных дней(1837), осаждавших ханскую Орду. В ноябре этого года повстанцы сражались с армией Гека, которая в Бекетайском песке имела гораздо большую силу, чем они сами, и потерпели поражение. Эти события отражены в поэме Махамбета «война», а в произведениях «затыкание», "удар без седла на лошади" - шоковое состояние поражения.
12 июля 1838 г. в битве при Акбулаке Исатай погиб, Махамбет предпринял попытку собрать отряд около 2 лет на стороне Хивы. После того, как это желание не сработало, он скрылся в Букеевской Орде и укрылся внутри страны. В жизни поэта продолжались тяжелые и суровые годы,
4 марта 1841 г., по указанию неизвестных, Махамбет был схвачен в казахском доме имени Тлекеева. Отряд Уральской армии из 40 тысяч человек арестовал дом и Махамбета, две недели содержал в селе Калмыков (ныне Тайракский район), затем переправил в Оренбург (17.3.1841). Оренбургский генерал-губернатор передал дело Махамбета на рассмотрение военного суда.
7 июля 1841 г. суд вновь вмешался в «бунтарство», приговором о строгом наказании освободил из плена и строго предупредил не пересекать границу.
О жизни Махамбета с 1841 по 45 г. мало данных.
В феврале 1845 г. Махамбет прибыл в Оренбург с намерением устроить сына Нурсултана на учебу. В связи с переходом границы генерал-губернатор вновь возбудил дело, аким западной части Младшего жуза Б. Айшуаков также не стал преследовать Махамбета. Он пришил к голове поэта 1000 рублей, и для его содержания он направил вооруженный отряд, в составе которого были специальные люди дай (в составе хорунжий Ықыласлас Толеулы, бий из рода бериш Жанаберген Боздакович, Табын Торежан Турымович, казахи из рода бериш Муса Нуралыулы, Жусуп Утеулиулы). От рук Махамбета хорунжия Турымовича погиб.
В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.
Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.
Махамбет Өтемісұлыаударма
Объяснение:
Махамбет Утемисович (1803, ныне Западно-Казахстанская область, Жанибекский район - 20.10.1846 , ныне Атырауская область, Индерский район, село Жарсуат на Земле Караой-поэт, кюйши, лидер восстания (1836 -38) во главе с Исатаем Таймановичем. С детства учился на мусульманском, русском. Отец Утемис был влиятельным танцором страны.
1824-28 г. в г. Оренбурге находился сын Жангир хана Зулкарнаин.
В 1829 г. Махамбет был задержан по обвинению в тайном переходе во внутреннюю Орду с Урала, был заключен в тюрьму на Калмыковском посту почти на 2 года.
В 1831 году бежал из тюрьмы, но был реабилитирован.
1834 г. объединяется с Исатаем батыром. 9 июня того же года Жангир хан предложил пост старшины с целью привлечь Махамбета на свою сторону. Земельные вопросы, узость пастбищ, действия Российской империи в целях уничтожения Казахского ханства, а также выделение земель Жангир-ханом родным и близким, а во власти страны-свекру Карауылкожа - я не знаю, - сказал он. Борьба между карауылкожой и Исатаем-Махамбетом обернулась грандиозным протестным движением. От имени Исатая написано « " Ах, Махамбет, товарищ!"Махамбет толгауы", где строки» сын хана плакал-ай, умолял душу мою-ай " описывают реальность военных дней(1837), осаждавших ханскую Орду. В ноябре этого года повстанцы сражались с армией Гека, которая в Бекетайском песке имела гораздо большую силу, чем они сами, и потерпели поражение. Эти события отражены в поэме Махамбета «война», а в произведениях «затыкание», "удар без седла на лошади" - шоковое состояние поражения.
12 июля 1838 г. в битве при Акбулаке Исатай погиб, Махамбет предпринял попытку собрать отряд около 2 лет на стороне Хивы. После того, как это желание не сработало, он скрылся в Букеевской Орде и укрылся внутри страны. В жизни поэта продолжались тяжелые и суровые годы,
4 марта 1841 г., по указанию неизвестных, Махамбет был схвачен в казахском доме имени Тлекеева. Отряд Уральской армии из 40 тысяч человек арестовал дом и Махамбета, две недели содержал в селе Калмыков (ныне Тайракский район), затем переправил в Оренбург (17.3.1841). Оренбургский генерал-губернатор передал дело Махамбета на рассмотрение военного суда.
7 июля 1841 г. суд вновь вмешался в «бунтарство», приговором о строгом наказании освободил из плена и строго предупредил не пересекать границу.
О жизни Махамбета с 1841 по 45 г. мало данных.
В феврале 1845 г. Махамбет прибыл в Оренбург с намерением устроить сына Нурсултана на учебу. В связи с переходом границы генерал-губернатор вновь возбудил дело, аким западной части Младшего жуза Б. Айшуаков также не стал преследовать Махамбета. Он пришил к голове поэта 1000 рублей, и для его содержания он направил вооруженный отряд, в составе которого были специальные люди дай (в составе хорунжий Ықыласлас Толеулы, бий из рода бериш Жанаберген Боздакович, Табын Торежан Турымович, казахи из рода бериш Муса Нуралыулы, Жусуп Утеулиулы). От рук Махамбета хорунжия Турымовича погиб.
Объяснение:
В начале XX в. казахская литература была уже на достаточно высоком уровне. Огромной популярностью пользовались произведения классиков казахской литературы - А. Бай-турсына, Ш. Кудайбердыулы, М. Жумабая, Ж. Аймауытулы, придерживавшихся в своих произведениях общечеловеческих ценностей, принципов гуманизма. В то же время появляется плеяда молодых литераторов, представителей т.н. "пролетарской" литературы - С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Жансугуров, С. Муканов, появляются первые работы М. Ауэзова, С. Муканова, Г. Мусрепова, М. Хаким-жановой.
Первая половина 20-х годов характеризовалась господством в литературе классического направления, созданного Абаем, однако власти, прекрасно понимая, что литература обладает огромным пропагандистским потенциалом, прилагают огромные усилия по созданию казахского "социалистического реализма". Эти мысли высказывались на V краевой партконференции в 1925 г., собрании казахских студентов вузов Москвы в 1924 г. и собрании казахских студентов Ташкента в 1929 г. В середине 20-х годов разгорелась дискуссия о месте и роли литературы в жизни общества и о наличии казахской "пролетарской" литературы. В ходе этой дискуссии такие поэты и писатели, как М. Жумабай, Ж. Аймауытулы, А. Байтурсын, М. Дулатулы, К. Каменгеров были обвинены в национализме. Литературная деятельность этих авторов в 20-е годы послужила позже поводом для обвинения их в антисоветском заговоре и репрессий. Одновременно шла работа по установлению политического контроля над творчеством самих "пролетарских" писателей и поэтов. С этой целью в 1926 г. создается Казахская ассоциация пролетарских писателей (Каз-АПП), имевшая свой печатный орган "Кус жолы". Этот альманах стал основным орудием критики "буржуазных" и "националистических" литераторов. Таким образом, к началу 30-х годов в Казахстане устанавливается жесткий контроль над литературой, целый ряд жанров, тем и направлений становится запретным и дальнейшее развитие казахской литературы происходит не благодаря, а вопреки политике властей.