Музей-заповедник «Старая Сарепта» представляет собой уникальный архитектурный ансамбль колонии гернгутеров (моравских братьев) второй половины XVIII – XIX веков на территории Российской Федерации. 14 сентября 1765 г. посланники Братского союза из г. Гернгута во главе со старостой Даниэлем Фиком основали по приглашению российской императрицы Екатерины II в Астраханской губернии, в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпе колонию Сарепта. Основной целью братьев была проповедь евангелия среди кочевых и горских народов юго-востока России.
Сарепта — единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка). В мире насчитывалось всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют моравскими, или чешскими, братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.
Главной целью гернгутеров, как и апостолов, было нести истинное слово Господне представителям других конфессий. В России объектом миссионерской деятельности были избраны калмыки. Гернгутер заведомо готовился к жизни среди народов иного вероисповедания. В общину Сарепты мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Эти факторы, а также воспитание христианской добродетели развитию у колонистов национальной и конфессиональной терпимости. В Сарепте мирно сосуществовали этнические группы различного вероисповедания.
История вегетарианства уходит в далекое Первые люди, несомненно, были вегетарианцами (т.к. занимались лишь собирательством). Люди стали питаться мясом со времен ледникового периода. Именно тогда, утверждают антропологи, они отошли от растительной диеты и стали употреблять мясо. Эта привычка сохранилась и поныне — по необходимости (например, у эскимосов), по привычке или условий жизни, но чаще всего, причина — просто непонимание. На протяжении всей истории человечества большинство людей питалось вегетарианской пищей. Даже в самых развитых странах история массового мясоедения насчитывает не более 100 лет, фактически она началась с изобретения холодильника.Книга “Бытия” (Библия) утверждает, что изначально животные и люди были вегетарианцами. Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась, вплоть до времени растления человечества, перед всемирным потопом. Начавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд. 1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению. Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV-V тысячелетиями до нашей эры. Это были древнеегипетские жрецы, и становились они вегетарианцами, для того, чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды.В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности, и причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики. Людей того времени, посещали более возвышенные и рациональные идеи. Они стали вегетарианцами по этическим соображениям. В их число входили: Сократ, Платон, Пифагор, Диоген, Плутарх, Гиппократ, Сенека и многие другие, в своих трудах они размышляли о целесообразности растительной диеты. В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины? Какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало? Как могли глаза его вынести вид мясника, перерезающего животному горло, снимающего с него шкуру, разделяющего тушу на части? Как мог нос его вынести это зловоние? Как могло быть, что вкус его не отвращался, когда он припадал губами к мертвым ранам и вытягивал из них соки и лимфу? Почему- то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы». И далее он высказывает, на мой взгляд, самый весомый аргумент: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к ножа, дубины или топора». Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных. Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету — это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» — беспокоились родственники пифагорийцев. На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство. Также многие исторические сведения, говорящие о том, что Римские гладиаторы, Спартанцы, Воины Александра Македонского, Солдаты Цезаря были вегетарианцами — являются истинными. Современные учёные только недавно признали эту информацию, в частности австрийские учёные, занимавшиеся исследованием останков гладиаторов.С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется и не особенно задумывались над происхождением пищи. Но, конечно же, вегетарианство практиковалось на протяжении тысячелетий в странах, в которых были распространены такие индийские религии как буддизм, индуизм и джайнизм. Великие Мастера боевых искусств Ушу легендарного монастыря Шаолинь, основанного в 495 году в Китае, всегда придерживались строгой вегетарианской диеты согласно уставу, сложившемуся на протяжении веков. Рацион величайших воинов Шаолиня сводится к овощам, злакам, травам и кореньям. Устав монастыря предписывает полный отказ от животной пищи.
14 сентября 1765 г. посланники Братского союза из г. Гернгута во главе со старостой Даниэлем Фиком основали по приглашению российской императрицы Екатерины II в Астраханской губернии, в 28 верстах южнее Царицына на реке Сарпе колонию Сарепта. Основной целью братьев была проповедь евангелия среди кочевых и горских народов юго-востока России.
Сарепта — единственная в России колония религиозного братства гернгутеров (течение лютеранского толка). В мире насчитывалось всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют моравскими, или чешскими, братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер жил на земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса Христа.
Главной целью гернгутеров, как и апостолов, было нести истинное слово Господне представителям других конфессий. В России объектом миссионерской деятельности были избраны калмыки. Гернгутер заведомо готовился к жизни среди народов иного вероисповедания. В общину Сарепты мог вступить каждый, принявший гернгутское вероучение и ведущий праведный образ жизни, независимо от этнической принадлежности. Эти факторы, а также воспитание христианской добродетели развитию у колонистов национальной и конфессиональной терпимости. В Сарепте мирно сосуществовали этнические группы различного вероисповедания.