По сведениям исторических источников, в середине III в. н. э. в Кушанском царстве начался процесс распада государственности. В IV в. н. э. земли кушан были завоёваны племенами хионитов. Однако вскоре началось вооружённое противостояние хионитов и Сасанидской династии (в Иране). Затем они были вытеснены со среднеазиатской территории сначала кидаритами, потом - эфталитами. Этническое происхождение всех указанных племён не совсем ясно. Историки предполагают, что, возможно, хиониты, кидариты и эфталиты относились к родственным племенам и не исключают того, что кидариты были потомками юечжей, передвигавшихся во II в. до н. э. из Восточного Туркестана на юг, перед штурмом Греко - Бактрии.
Происхождение эфталитов точно не установлено. Язык их малоизвестен. Историки (Массон В. М.) предполагают, что эфталиты относились к среднеазиатским племенам восточноиранской языковой группы, с определённой примесью тюркских этнических элементов.
В конце V - начале VI вв. эфталиты образовали одно государство в Индии, другое - на восточной и юго-восточной территории Средней Азии, Восточного Туркестана и большей части Афганистана. Ядром этого второго государства стала Бактрия (Тохаристан). Отсюда эфталиты вели завоевание северной территории Средней Азии, а на западе начались их военные столкновения с правящими в древнем Иране Сасанидами (иранский царь Пероз погиб в результате этого в 484 г.).
Эфталитское государство в Средней Азии – это конфедерация множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету.
Сначала эфталиты были кочевниками, но с захватом городов перешли к оседлому образу жизни. Эфталитское общество имело чёткую имущественную дифференциацию.
В период эфталитского владычества многие города Средней Азии подверглись разгрому и опустошению. В то же время материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что с VI в. здесь начинает формироваться новая городская культура.
Характеризуя экономическое развитие эфталитского государства, следует отметить развитие ремесла и земледелия. В частности, было развито гончарное ремесло, обработка металла, изготовление орудий труда, оружия, украшений. Из бронзы делали зеркала, производили цветное стекло.
Сельское хозяйство базировалось на поливном земледелии. Выращивались рис, горох, маш, пшеница, ячмень, хлопок, персики, яблоки, черешня, урюк, бахчевые и др. В районах оседлого земледелия начали формироваться предпосылки перехода к феодализму.
Внутренние торговые связи, по сравнению с Кушанской империей, стали более ограниченными. Но сохранялась торговля с Китаем, благодаря функционированию Великого Шёлкового пути. Из Средней Азии в Китай экспортировались изделия из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных, камней. Из Китая в Среднюю Азию ввозился шёлк, предметы туалета. Определённые контакты были установлены с Византией. Процветали торговые колонии согдийских купцов на трассах Великого Шёлкового пути, в частности, в Восточном Туркестане. Согдийцы осуществляли посреднические торговые функции и обслуживание проходящих через их колонии караванов.
В эфталитском государстве, особенно в областях с исконно местным населением, была развита и культура. В частности, существовало несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская (на греческом алфавите).
Религия у самих эфталитов была языческой (культ огня, почитание Солнца), а в подчинённых областях Средней Азии, как и раньше, исповедывались буддизм, зороастризм, манихейство, христианство.
Эфталитское государство просуществовало до середины VI в. Во второй половине VI в. тюркоязычные племена народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии, объединившись, образовали мощное госу
Византия империясының құрылуы IV ғасырда дербес мемлекет ретінде қалыптасқан Византия (Шығыс Рим империясы).
Объяснение:
Рим империясының Шығыс және Батыс болып бөлінуі нәтижесінде (395) ол қолөнер мен сауданың дамуы, қалаларының байлығы және рухани мәдениетінің деңгейі бойынша батыстан асып түсті. Римнің құлдырауымен, империяның экономикалық және мәдени өмірінің орталығының Шығысқа қарай жылжуымен Рим мемлекетінің саяси орталығы да осында қоныс аударды. 330 жылы Император Константин империяның астанасын Босфор жағалауындағы ежелгі мегариялық колония - Византияға айналдырды. Жаңа астана оның негізін қалаушы Константинопольдің есімімен аталды. Константинопольдің астанаға айналуы қаланың қолайлы жағдайымен түсіндірілді: Еуропадан Азияға және Қара теңізден Эгейге дейінгі маңызды сауда жолдары осы жерден өтті. Қала сонымен қатар әскери және стратегиялық орталық болды, ол құрлықтан да, теңізден де өте жақсы нығайтылды.Бастапқы кезеңде Византия империясының құрамына Балқан түбегі, Кіші Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренайка, Месопотамия мен Арменияның бір бөлігі, Крит пен Кипр аралдары кірді. , бірқатар күшті нүктелер Қырымда (Херсонес) және Кавказда (Грузияда), Арабияның кейбір аудандарында және V ғасырдан бастап. - Illyricum және Dalmatia. Империя жерінде әр түрлі тайпалар мен ұлттар өмір сүрді: гректер, фракиялар, иллириялықтар, дацктар, эллинизацияланған Кіші Азия тайпалары (Исаурийлер және т.б.), сириялықтар, армяндар, грузиндер, еврейлер, коптар. Эллинизация мен романизация негізінен қала халқына әсер етті, көптеген тайпалар мен Византия халықтары жергілікті тілдерді, әдет-ғұрыптар мен мәдениетті сақтап қалды. Алайда, империяның түрлі-түсті тұрғындары арасында басым позицияны гректер иеленді, ал грек тілі кең тарады
Происхождение эфталитов точно не установлено. Язык их малоизвестен. Историки (Массон В. М.) предполагают, что эфталиты относились к среднеазиатским племенам восточноиранской языковой группы, с определённой примесью тюркских этнических элементов.
В конце V - начале VI вв. эфталиты образовали одно государство в Индии, другое - на восточной и юго-восточной территории Средней Азии, Восточного Туркестана и большей части Афганистана. Ядром этого второго государства стала Бактрия (Тохаристан). Отсюда эфталиты вели завоевание северной территории Средней Азии, а на западе начались их военные столкновения с правящими в древнем Иране Сасанидами (иранский царь Пероз погиб в результате этого в 484 г.).
Эфталитское государство в Средней Азии – это конфедерация множества полунезависимых владений со своими наследственными династиями под верховной властью царя. Каждое владение выпускало свою серебряную или медную монету.
Сначала эфталиты были кочевниками, но с захватом городов перешли к оседлому образу жизни. Эфталитское общество имело чёткую имущественную дифференциацию.
В период эфталитского владычества многие города Средней Азии подверглись разгрому и опустошению. В то же время материалы археологических раскопок позволяют сделать вывод о том, что с VI в. здесь начинает формироваться новая городская культура.
Характеризуя экономическое развитие эфталитского государства, следует отметить развитие ремесла и земледелия. В частности, было развито гончарное ремесло, обработка металла, изготовление орудий труда, оружия, украшений. Из бронзы делали зеркала, производили цветное стекло.
Сельское хозяйство базировалось на поливном земледелии. Выращивались рис, горох, маш, пшеница, ячмень, хлопок, персики, яблоки, черешня, урюк, бахчевые и др. В районах оседлого земледелия начали формироваться предпосылки перехода к феодализму.
Внутренние торговые связи, по сравнению с Кушанской империей, стали более ограниченными. Но сохранялась торговля с Китаем, благодаря функционированию Великого Шёлкового пути. Из Средней Азии в Китай экспортировались изделия из цветного стекла, драгоценных и полудрагоценных, камней. Из Китая в Среднюю Азию ввозился шёлк, предметы туалета. Определённые контакты были установлены с Византией. Процветали торговые колонии согдийских купцов на трассах Великого Шёлкового пути, в частности, в Восточном Туркестане. Согдийцы осуществляли посреднические торговые функции и обслуживание проходящих через их колонии караванов.
В эфталитском государстве, особенно в областях с исконно местным населением, была развита и культура. В частности, существовало несколько видов письменности: согдийская, бактрийская, брахми и др. Государственной письменностью была бактрийская (на греческом алфавите).
Религия у самих эфталитов была языческой (культ огня, почитание Солнца), а в подчинённых областях Средней Азии, как и раньше, исповедывались буддизм, зороастризм, манихейство, христианство.
Эфталитское государство просуществовало до середины VI в. Во второй половине VI в. тюркоязычные племена народов Алтая, Семиречья и Центральной Азии, объединившись, образовали мощное госу
Византия империясының құрылуы IV ғасырда дербес мемлекет ретінде қалыптасқан Византия (Шығыс Рим империясы).
Объяснение:
Рим империясының Шығыс және Батыс болып бөлінуі нәтижесінде (395) ол қолөнер мен сауданың дамуы, қалаларының байлығы және рухани мәдениетінің деңгейі бойынша батыстан асып түсті. Римнің құлдырауымен, империяның экономикалық және мәдени өмірінің орталығының Шығысқа қарай жылжуымен Рим мемлекетінің саяси орталығы да осында қоныс аударды. 330 жылы Император Константин империяның астанасын Босфор жағалауындағы ежелгі мегариялық колония - Византияға айналдырды. Жаңа астана оның негізін қалаушы Константинопольдің есімімен аталды. Константинопольдің астанаға айналуы қаланың қолайлы жағдайымен түсіндірілді: Еуропадан Азияға және Қара теңізден Эгейге дейінгі маңызды сауда жолдары осы жерден өтті. Қала сонымен қатар әскери және стратегиялық орталық болды, ол құрлықтан да, теңізден де өте жақсы нығайтылды.Бастапқы кезеңде Византия империясының құрамына Балқан түбегі, Кіші Азия, Сирия, Палестина, Египет, Киренайка, Месопотамия мен Арменияның бір бөлігі, Крит пен Кипр аралдары кірді. , бірқатар күшті нүктелер Қырымда (Херсонес) және Кавказда (Грузияда), Арабияның кейбір аудандарында және V ғасырдан бастап. - Illyricum және Dalmatia. Империя жерінде әр түрлі тайпалар мен ұлттар өмір сүрді: гректер, фракиялар, иллириялықтар, дацктар, эллинизацияланған Кіші Азия тайпалары (Исаурийлер және т.б.), сириялықтар, армяндар, грузиндер, еврейлер, коптар. Эллинизация мен романизация негізінен қала халқына әсер етті, көптеген тайпалар мен Византия халықтары жергілікті тілдерді, әдет-ғұрыптар мен мәдениетті сақтап қалды. Алайда, империяның түрлі-түсті тұрғындары арасында басым позицияны гректер иеленді, ал грек тілі кең тарады