Средневековое Сербское государство в XIV в. являло собой неск-ко самостоятельных феодальных владений. Это бы облегчило туркам победу. Однако страшная угроза турецкого завоевания заставила независимых сербских князей и королей объединиться для отпора врагам. Инициативу взял на себя правитель Центр. и Сев. Сербии князь Лазарь. Он сумел объединить большинство сербских земель и начать мобилизацию всех сил Сербии для борьбы. Местом сбора сербских войск была столица владений Лазаря — город Крушевац.
Турки также готовились к сражению. Турецкий султан Мурат соединил военные силы в городе Пловдиве. Турецкими войсками, нах-ся на Балканском п/острове, командовал младший сын Мурата — Баязид. Для их усиления была создана ещё армия, сформированная в Малой Азии, где нах-ся тогда центр турецкого государства. Этой армией командовал старший сын султана Якуб. В турецком военном лагере находилось не менее 20 тыс. воинов вассальных феодалов, в самой турецкой армии насчитывалось около 30 тыс. воинов. Как турецкая, так и сербская армия состояла из пехоты и конницы. Основой вооружения обеих армий было холодное оружие: мечи, сабли, копья. Кроме того, использовались луки со стрелами и самострелы (особый лук со специальным ложем для стрелы) . Были и простейшие машины, поражавшие противника каменными ядрами на расстоянии до 700 м. По новейшим данным, каждая сторона имела пушки, но они были несовершенны, что после неск-ких выстрелов приходили в негодность. Турецкая конница превосходила сербскую. Турки сооружали частоколы и рыли замаскированные ямы. Когда конница противника врывалась в их лагерь, она попадала в такие ловушки. Затем турецкие войска переходили от обороны к наступлению. Сражение на Косовом поле, у слияния рек Ситницы и Лабы близ города Приштины, началось на рассвете 15 июня 1389 г. Наступали сербы. В центре боя находились сербские войска Лазаря, против- султана Мурата. Правым флангом турок командовал Баязид, против- боснийцы во главе с воеводой Вуковичем. На левом фланге противостояли друг другу Якуб и правитель Южной Сербии Вук Бранкович. Поначалу сербам удалось прорвать оборону турок и оттеснить войска Якуба к линии обозов. Наступавшая в центре конница сербов наткнулась на замаскированные ямы и частоколы. Турки воспользовались смятением сербов и усилили натиск В этот тяжелый момент приближенный Лазаря, сербский патриот Милош Обилия, совершил героический подвиг: перейдя на сторону врага якобы для сообщения важных сведений, он ударом меча убил султана Мурата. Милоша тут же растерзала охрана султана. Узнав о случившемся, Баязид приказал скрыть от армии смерть отца. Приняв командование, Баязид повел войско в наст-ние. В разгар боя конь сербского князя Лазаря провалился в скрытый турецкий ров. Лазаря схватили и по приказу Баязида тут же обезглавили. Сербская армия, лишившись гл. военачальника, дрогнула и начала отступать. У турок было втрое больше войск, чем у сербов, и они одержали победу. Сербские феодалы боялись вооружать своих крепостных, поэтому единственная сила, к/я могла бы разгромить турок, — сербские крестьяне — не была использована. По оценкам историков, сербы могли бы собрать армию из крестьян числом от50-80тыс, из к/х треть была бы конной. Битва на Косовом поле — одно из самых кровопролитных сражений средневековья. 80% ее участников погибли на поле боя. Поражение на Косовом поле привел к тяжелым последствиям: народы Балканского п/острова более чем на 400 лет потеряли свободу и независимость. Но героизм сербов не пропал даром, турки были вынуждены сохр-ть православие.
Существуют различные подходы в решении данной проблемы. Если обратиться к авторитетным в данной области исследователям – А. Тойнби, М. Веберу, С. Хантингтону, то ими выделяются в качестве первоосновы цивилизаций религия. Считается, что существует три семейства религий, сформировавших соответствующие “культурные матрицы”: семитическая (иудаизм, христианство, ислам); индийская (индуизм, буддизм); синическая (конфуцианство, даосизм). На базе этих религиозно-философских систем и происходит формирование четырех коолиций культур: западный христианский мир, исламский мир, индуистско-буддистский мир Южной Азии, конфуцианско-буддистский мир Дальнего Востока.
Турки также готовились к сражению. Турецкий султан Мурат соединил военные силы в городе Пловдиве. Турецкими войсками, нах-ся на Балканском п/острове, командовал младший сын Мурата — Баязид. Для их усиления была создана ещё армия, сформированная в Малой Азии, где нах-ся тогда центр турецкого государства. Этой армией командовал старший сын султана Якуб.
В турецком военном лагере находилось не менее 20 тыс. воинов вассальных феодалов, в самой турецкой армии насчитывалось около 30 тыс. воинов. Как турецкая, так и сербская армия состояла из пехоты и конницы. Основой вооружения обеих армий было холодное оружие: мечи, сабли, копья. Кроме того, использовались луки со стрелами и самострелы (особый лук со специальным ложем для стрелы) . Были и простейшие машины, поражавшие противника каменными ядрами на расстоянии до 700 м. По новейшим данным, каждая сторона имела пушки, но они были несовершенны, что после неск-ких выстрелов приходили в негодность. Турецкая конница превосходила сербскую.
Турки сооружали частоколы и рыли замаскированные ямы. Когда конница противника врывалась в их лагерь, она попадала в такие ловушки. Затем турецкие войска переходили от обороны к наступлению.
Сражение на Косовом поле, у слияния рек Ситницы и Лабы близ города Приштины, началось на рассвете 15 июня 1389 г. Наступали сербы. В центре боя находились сербские войска Лазаря, против- султана Мурата. Правым флангом турок командовал Баязид, против- боснийцы во главе с воеводой Вуковичем. На левом фланге противостояли друг другу Якуб и правитель Южной Сербии Вук Бранкович. Поначалу сербам удалось прорвать оборону турок и оттеснить войска Якуба к линии обозов. Наступавшая в центре конница сербов наткнулась на замаскированные ямы и частоколы. Турки воспользовались смятением сербов и усилили натиск
В этот тяжелый момент приближенный Лазаря, сербский патриот Милош Обилия, совершил героический подвиг: перейдя на сторону врага якобы для сообщения важных сведений, он ударом меча убил султана Мурата. Милоша тут же растерзала охрана султана. Узнав о случившемся, Баязид приказал скрыть от армии смерть отца. Приняв командование, Баязид повел войско в наст-ние. В разгар боя конь сербского князя Лазаря провалился в скрытый турецкий ров. Лазаря схватили и по приказу Баязида тут же обезглавили. Сербская армия, лишившись гл. военачальника, дрогнула и начала отступать. У турок было втрое больше войск, чем у сербов, и они одержали победу. Сербские феодалы боялись вооружать своих крепостных, поэтому единственная сила, к/я могла бы разгромить турок, — сербские крестьяне — не была использована. По оценкам историков, сербы могли бы собрать армию из крестьян числом от50-80тыс, из к/х треть была бы конной.
Битва на Косовом поле — одно из самых кровопролитных сражений средневековья. 80% ее участников погибли на поле боя.
Поражение на Косовом поле привел к тяжелым последствиям: народы Балканского п/острова более чем на 400 лет потеряли свободу и независимость.
Но героизм сербов не пропал даром, турки были вынуждены сохр-ть православие.
Существуют различные подходы в решении данной проблемы. Если обратиться к авторитетным в данной области исследователям – А. Тойнби, М. Веберу, С. Хантингтону, то ими выделяются в качестве первоосновы цивилизаций религия. Считается, что существует три семейства религий, сформировавших соответствующие “культурные матрицы”: семитическая (иудаизм, христианство, ислам); индийская (индуизм, буддизм); синическая (конфуцианство, даосизм). На базе этих религиозно-философских систем и происходит формирование четырех коолиций культур: западный христианский мир, исламский мир, индуистско-буддистский мир Южной Азии, конфуцианско-буддистский мир Дальнего Востока.