Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок. 978-1054) - великий князь Киевский с 1019, сын Владимира I Святого. В молодости ведал Ростовской землей, где основал г. Ярославль (1010), а затем Великим Новгородом. В 1015—1019 гг. вел ожесточенную борьбу за киевский престол со Святополком Окаянным. После изгнания Святополка разделил по Днепру государство с братом Мстиславом (1026). После смерти Мстислава вновь объединил Русь (1036). Имел династические связи со многими государствами Европы. Разгромил под Киевомпеченегов (1036). Ему приписывают составление Русской Правды. При нем были сооружены Софийский собор в Киеве, Золотые ворота, возник Печерский монастырь. Киевским митрополитом был избран русский по национальности Иларион. Собирались книги и открывались школы. Был похоронен в мраморной гробнице в Софийском соборе. В надписи на стене этого храма назван цесарем (царем).
В отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках. Характерные черты цивилизаций Востока: государство является верховным собственником земли. кто имеет власть, тот имеет собственность; основа общества и государства - сельская община; частная собственность играет лишь вс роль, а господствующей является государство; наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли. Древняя Индия. В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми. Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы - варны. Высшие варны (Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т. д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых". Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям. Древний Китай. Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры: – во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно возникновение здесь цивилизации. – Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира. – древнекитайская цивилизация имела не поливной тип с/x тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э. – культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы.
Характерные черты цивилизаций Востока:
государство является верховным собственником земли.
кто имеет власть, тот имеет собственность;
основа общества и государства - сельская община;
частная собственность играет лишь вс роль, а господствующей является государство;
наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.
Древняя Индия.
В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми.
Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы - варны. Высшие варны (Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т. д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т. д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых".
Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям.
Древний Китай.
Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических особенностей отразившихся на особенностях развития ее культуры:
– во-первых, это достаточно сложные природные условия повлиявшие на сравнительно возникновение здесь цивилизации.
– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами западного мира.
– древнекитайская цивилизация имела не поливной тип с/x тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской цивилизаций. Поливное земледелие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.
– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древнекитайское государство – это типичная восточная деспотия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным монархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единственного землевладельца. В Китае жречество как отдельный социальный институт отсутствовало, религиозные действия производились главами семейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась царской собственностью. Кроме этого все было подчинено строгой социальной иерархии, вне которой находились рабы.