Америке (сев.-амер. колониях Великобритании). Амер. просветителей (Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение обществ. договора с правителем-тираном.
В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. широко распространились в Латинской Америке. Х. Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж. Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях П. С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
У народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы на идеологию П. большое влияние оказывала борьба за нац. освобождение. Для неё был характерен синтез нац.-патриотич. традиций с идеями, заимствованными у зап.-европ. просветителей. Наиболее яркое проявление П. в этом регионе находило в филологии (защита нац. языка) и в историч. науке (разработка нац. истории, идея историч. общности славян – у слав. народов). В Польше П. во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц – антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польского якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естественного права и обществ. договора. Гл. фигурой юж.-слав. П. являлся серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П. Большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др. В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П. – Д. Бешшеньси, поэта В. Чоконаи-Витеза. Крупными представителями чеш. П. являлись Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, а также др. представители «Будителей». В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей.
В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родств. черт в рос. и зап.-европ. П. обусловило совпадение осн. идей П. в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни.
Расцвет раннего рус. П. относится к 1760–80-м гг., когда появились произведения М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, философа и переводчика Я. П. Козельского («Философические предложения», 1768; совр. издкомедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин. Просветители уделяли особое внимание организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований, основали Учительскую (Педагогическую) (1779–86) и Переводческую (Филологическую) (1782–86) семинарии, Собрание университетских питомцев (1781–89) и «Дружеское учёное общество» (1782–86) при Моск. ун-те; на ниве просвещения особенно выделялся И. Г. Шварц.
Большинство рус. просветителей входили в тайные масонские ложи, часть из них проявляла политич. активность. Это насторожило и
Америке (сев.-амер. колониях Великобритании). Амер. просветителей (Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн) интересовали в первую очередь проблемы политики, что было обусловлено борьбой за независимость и нашло отражение в обосновании права народа на расторжение обществ. договора с правителем-тираном.
В кон. 18 – нач. 19 вв. идеи П. широко распространились в Латинской Америке. Х. Б. Диас де Гамарра (Новая Испания) отстаивал притязания разума на объяснение явлений мира. С. Родригес (Венесуэла) горячо пропагандировал концепции Ж. Ж. Руссо. Школу энциклопедистов прошёл А. Бельо. Воспитанные на идеях П. С. Боливар, А. Нариньо и др. возглавили Войну за независимость в Латинской Америке.
У народов Центральной, Юго-Восточной и Восточной Европы на идеологию П. большое влияние оказывала борьба за нац. освобождение. Для неё был характерен синтез нац.-патриотич. традиций с идеями, заимствованными у зап.-европ. просветителей. Наиболее яркое проявление П. в этом регионе находило в филологии (защита нац. языка) и в историч. науке (разработка нац. истории, идея историч. общности славян – у слав. народов). В Польше П. во 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. было тесно связано с нац.-освободит. движением. Во главе польск. П. стояли находившиеся под влиянием франц. просветителей Г. Коллонтай, С. Сташиц – антиклерикалы, материалисты, противники сословного строя и крепостного права, проповедовавшие идеи т. н. польского якобинства, отстаивавшие принципы равноправия наций, неприкосновенности нац. суверенитета, естественного права и обществ. договора. Гл. фигурой юж.-слав. П. являлся серб. философ-рационалист Д. Обрадович, испытавший влияние идей англ. П. Большое значение имело творчество и деятельность словен. поэта-просветителя В. Водника, создателя первой словен. газеты, хорв. писателя-просветителя М. А. Рельковича и др. В Венгрии развитие просветительских идей связано с именами философа-материалиста, писателя, родоначальника венг. П. – Д. Бешшеньси, поэта В. Чоконаи-Витеза. Крупными представителями чеш. П. являлись Г. Добнер, историк Ф. М. Пельцль, а также др. представители «Будителей». В Болгарии П., развивавшееся в 19 в., связано с деятельностью И. Селиминского, находившегося под влиянием франц. и нем. просветителей.
В России, как и в Зап. Европе, П. представляло собой процесс духовной и интеллектуальной трансформации. Наличие родств. черт в рос. и зап.-европ. П. обусловило совпадение осн. идей П. в России и на Западе, сходство его проявлений в философии, иск-ве, лит-ре и др. формах духовной жизни.
Расцвет раннего рус. П. относится к 1760–80-м гг., когда появились произведения М. М. Щербатова, И. Н. Болтина, Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина, А. Я. Поленова, философа и переводчика Я. П. Козельского («Философические предложения», 1768; совр. издкомедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Стародум и Правдин. Просветители уделяли особое внимание организации воспитания юношества и сбору для этого материальных пожертвований, основали Учительскую (Педагогическую) (1779–86) и Переводческую (Филологическую) (1782–86) семинарии, Собрание университетских питомцев (1781–89) и «Дружеское учёное общество» (1782–86) при Моск. ун-те; на ниве просвещения особенно выделялся И. Г. Шварц.
Большинство рус. просветителей входили в тайные масонские ложи, часть из них проявляла политич. активность. Это насторожило и