Указ о сыске беглых, опубликованный петром i 16 февраля 1707 году, является очередным этапом полного закрепощения крестьян. процесс юридического оформления (и оправдания) крепостного права происходил по крайней мере с издания соборного уложения 1649 года, которое отменило так называемые урочные лета и ввело сыск беглых крестьян. модернизируя российское государство, пётр опирался главным образом на передовое дворянство. парадоксально, но царь-реформатор соизволил ужесточить такое архаичное для того времени явление, как крепостное право. в странах европы в тот период происходил обратный процесс: крепостничество - там, где оно сохранялось – становилось мягче, а его значение было не столь велико (на фабриках и заводах, например, работали наёмные рабочие, лично свободные, а в россии вплоть до 1861 года основу «пролетариата» составляло крепостное крестьянство). указа о сыске беглых указ, как и подобные ему законодательные акты, способствовал дальнейшему закрепощению крестьян. крепостное право стало своего рода государственной повинностью для крестьян, их единственной обязанностью. власть помещика над крепостным приобретала практически форму рабства – зависимые граждане лишались практически всех прав.шансы беглого крестьянина на то, что ему удастся скрыться от преследования, сильно уменьшились – укрывать у себя беглецов стало невыгодно. противодействие крепостничеству с этого года наказывалось как государственное преступление. само по себе крепостное право рассматривалось некоторыми исследователями как необходимая или, по крайней мере, неизбежная черта национальной культуры, происходящая из-за слабого развития индивидуализма.
Повесть посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами. Фактический материал автор черпал из летописной повести, а литературным образцом ему служило «Слово о полку Игореве» – он использовал поэтический план и художественные приемы «Слова» . В повести сопоставляются события и настоящего. В этом проявляется, по словам Д. С. Лихачева, пафос исторического замысла. Борьба с половцами здесь осмысливается как борьба за национальную независимость.
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Его рассказ, как и в «Слове о полку Игореве» , переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликовское поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу» . «Жалость» — это плач по погибшим. «Похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых.
В «Задонщине» выражено поэтическое отношение автора к событиям Куликовской битвы. Его рассказ, как и в «Слове о полку Игореве» , переносится из одного места в другое: из Москвы на Куликовское поле, снова в Москву, в Новгород, опять на Куликово поле. Настоящее переплетается с воспоминаниями о Сам автор охарактеризовал свое произведение как «жалость и похвалу великому князю Дмитрию Ивановичу» . «Жалость» — это плач по погибшим. «Похвала» — слава мужеству и воинской доблести русских, считает один из современных ученых.