"полиция" зародилась в древнегреческих полисах, как городом-государством - полисом. фактически же под полицией всегда понимался регулярный, военизированный, исполнительный орган государственного , повседневно и профессионально охранявший общественный порядок и внутреннюю безопасность.
в древней руси функции охраны общественного порядка исполняли разные должностные лица: вотчинники и помещики, их слуги, волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава и др. но первыми полицейскими органами на руси можно считать княжеские дружины. именно они занимались поддержанием правопорядка в эпоху становления государства. в этом нелегком деле дружинникам княжеские слуги - вирники и мечники, а также свободные люди - общинники.
в середине xvi века в числе центральных органов на базе разбойной избы боярской думы был создан разбойный приказ, на который преимущественно возлагалась организация борьбы с преступностью в стране. из разбойного приказа на места направлялись сыщики.
в 1649 году был принят первый полицейский закон - наказ о градском благочинии, а в соответствии с соборным уложением тюрьма стала применяться как мера наказания. любопытно, что до этого на протяжении многих веков на руси специальных тюрем не существовало, как и наказания в виде лишения свободы. в уложении 1649 года велелось строить тюрьмы за счет городов и уездов, избирать сторожей из простых людей. однако еще долго не было выработано ни режимов содержания, ни пенитенциарных учреждений единого образца. арестантов содержали где придется: в тюрьмах, съезжих дворах, тюремных замках, острогах, колодничьих избах, темницах. для нарушителей порядка применялись кандалы, цепи, рогатки и прочие приспособления.
зарубежное влияние в архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный -византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. нарышкинский стиль получил своё название от боярской семьи нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать петра i, наталья нарышкина. в конце xvii в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь покрова в филях, сохранившиеся до нашего времени. более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице петра i, санкт-петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. к нему, в числе прочих, относится знаменитый петропавловский собор, усыпальница семьи романовых. первым архитектором петербурга был итальянец доменико трезини, но уже в эту эпоху в россии работали собственные талантливые зодчие, такие как иван зарудный. некоторые здания строили по эскизам самого петра великого.
петропавловский собор
своей вершины барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых архитекторов, таких как дмитрий ухтомский и савва чевакинский. тем не менее, из других стран европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как антонио ринальди. самым зодчим этого времени считается растрелли, который возвел зимний дворец, смольный монастырь, строгановский дворец, большой петергофский дворец и множество других великолепных зданий петербурга и его окрестностей. с приходом к власти екатерины великой растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи просвещения — классицизму. этот стиль в россии представлен работами карло росси, джакомо кваренги, василия баженова, матвея казакова и других мастеров.
изобразительное искусство править
в xviii в. традиционная иконопись постепенно приходит в упадок. все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи возрождения до барокко. среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются г. т. зиновьев, а. и. казанцев и с. с. нехлебаев. иконы писал также известный живописец в. л. боровиковский.
в. л. боровиковский. портрет м. и. лопухиной, 1797
первые художники в современном смысле этого слова, такие как и. н. никитин и а. м. матвеев, учились за границей. другие (а. шлютер, л. каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. они не только создали отечественную школу живописи (и. я. вишняков, а. п. антропов, а. и. бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению жизни западноевропейскими живописцами (п. ротари, г. х. грот, а. рослин и
после открытия в 1757 г. академии художеств живопись эпохи просвещения достигает расцвета в работах мастеров д. г. левицкого, в. л. боровиковского, ф. с. рокотова.
"полиция" зародилась в древнегреческих полисах, как городом-государством - полисом. фактически же под полицией всегда понимался регулярный, военизированный, исполнительный орган государственного , повседневно и профессионально охранявший общественный порядок и внутреннюю безопасность.
в древней руси функции охраны общественного порядка исполняли разные должностные лица: вотчинники и помещики, их слуги, волостели и наместники князей, посадники, тиуны, мечники, праветчики, доводчики, дворские, пристава и др. но первыми полицейскими органами на руси можно считать княжеские дружины. именно они занимались поддержанием правопорядка в эпоху становления государства. в этом нелегком деле дружинникам княжеские слуги - вирники и мечники, а также свободные люди - общинники.
в середине xvi века в числе центральных органов на базе разбойной избы боярской думы был создан разбойный приказ, на который преимущественно возлагалась организация борьбы с преступностью в стране. из разбойного приказа на места направлялись сыщики.
в 1649 году был принят первый полицейский закон - наказ о градском благочинии, а в соответствии с соборным уложением тюрьма стала применяться как мера наказания. любопытно, что до этого на протяжении многих веков на руси специальных тюрем не существовало, как и наказания в виде лишения свободы. в уложении 1649 года велелось строить тюрьмы за счет городов и уездов, избирать сторожей из простых людей. однако еще долго не было выработано ни режимов содержания, ни пенитенциарных учреждений единого образца. арестантов содержали где придется: в тюрьмах, съезжих дворах, тюремных замках, острогах, колодничьих избах, темницах. для нарушителей порядка применялись кандалы, цепи, рогатки и прочие приспособления.
зарубежное влияние в архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный -византийский архитектурный стиль элементы западноевропейского барокко. нарышкинский стиль получил своё название от боярской семьи нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать петра i, наталья нарышкина. в конце xvii в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь покрова в филях, сохранившиеся до нашего времени. более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице петра i, санкт-петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. к нему, в числе прочих, относится знаменитый петропавловский собор, усыпальница семьи романовых. первым архитектором петербурга был итальянец доменико трезини, но уже в эту эпоху в россии работали собственные талантливые зодчие, такие как иван зарудный. некоторые здания строили по эскизам самого петра великого.
петропавловский собор
своей вершины барокко достигает в елизаветинскую эпоху, когда работала целая школа талантливых архитекторов, таких как дмитрий ухтомский и савва чевакинский. тем не менее, из других стран европы по-прежнему активно приглашали иностранцев, таких как антонио ринальди. самым зодчим этого времени считается растрелли, который возвел зимний дворец, смольный монастырь, строгановский дворец, большой петергофский дворец и множество других великолепных зданий петербурга и его окрестностей. с приходом к власти екатерины великой растрелли вынужден был уйти в отставку, так как императрица отдала предпочтение второму главному стилю эпохи просвещения — классицизму. этот стиль в россии представлен работами карло росси, джакомо кваренги, василия баженова, матвея казакова и других мастеров.
изобразительное искусство править
в xviii в. традиционная иконопись постепенно приходит в упадок. все большее влияние на неё оказывает проникающая из-за рубежа масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи возрождения до барокко. среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются г. т. зиновьев, а. и. казанцев и с. с. нехлебаев. иконы писал также известный живописец в. л. боровиковский.
в. л. боровиковский. портрет м. и. лопухиной, 1797
первые художники в современном смысле этого слова, такие как и. н. никитин и а. м. матвеев, учились за границей. другие (а. шлютер, л. каравак) были приглашены из-за границы и работали в качестве придворных живописцев. они не только создали отечественную школу живописи (и. я. вишняков, а. п. антропов, а. и. бельский), но и положили начало традиции, которую в современном искусствоведении называют россикой, изображению жизни западноевропейскими живописцами (п. ротари, г. х. грот, а. рослин и
после открытия в 1757 г. академии художеств живопись эпохи просвещения достигает расцвета в работах мастеров д. г. левицкого, в. л. боровиковского, ф. с. рокотова.