Томирис (греч. Τόμυρίς, др.-перс. Tahm-Rayiš[1], приблизительно 570—520 годы до н. э.) — царица[2][3][4] (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.
По мнению одних исследователей, имена царицы Томирис (др.-греч. Τομύρι) и её сына Спаргаписа (др.-греч. Σπαργαπίσης) имеют персидское происхождение, по мнению других имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов.[5][6].
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодори Иордан также писали о ней[7].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис[8]. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[9][10].
Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни[9].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[11]. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[12] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[13], наполненный человеческой кровью и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[11][14]. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[11].
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888, т.1.
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[15], пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[16]), назвав его по своему имени[17].
Отражение в культуре[править | править вики-текст]
Египтяне почитали своих богов изображали их на папирусе на стенках гробницы и тд. Так же они щитали фараона посланика бога. Амон – сначала бог воздуха,потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана. Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом. Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра. Ах – низшее божество, часть сущности человека, посредник между богами и людьми, загробное воплощение фараонов. Баст – бог веселья, удачи и домашнего очага. Защищал бедных, маленьких детей и старых людей. Виделся карликом с пышной бородой. Бухис – бог, воплощенный в виде черно-белого быка. Изображался в короне с двумя длинными перьями и солнечным диском. Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека на голове которого изображали утку. Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями. Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье. Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта. Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох. Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском. Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона. Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох. Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой. Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола. Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки. Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования. Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса. Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом.
Томирис (греч. Τόμυρίς, др.-перс. Tahm-Rayiš[1], приблизительно 570—520 годы до н. э.) — царица[2][3][4] (др.-греч. βασίλεια) массагетов, по мнению исследователей, скифского кочевого скотоводческого народа.
По мнению одних исследователей, имена царицы Томирис (др.-греч. Τομύρι) и её сына Спаргаписа (др.-греч. Σπαργαπίσης) имеют персидское происхождение, по мнению других имя сына царицы Томирис напоминает имя скифского царя Спаргаписа (Некоторые считают его отцом Томирис). Сходство имён можно объяснить родством между ираноязычными племенами (европейских) скифов и массагетов.[5][6].
Самое раннее описание массагетов, их царицы Томирис и её победы над персидским царем Киром II Великим, после попытки последнего завладеть царством массагетов, приводит Геродот, который пишет почти спустя сто лет после упоминаемых событий. История Томирис и её победы над Киром была хорошо известна в античном мире и стала легендой; такие писатели античности как Страбон, Полиэн, Кассиодори Иордан также писали о ней[7].
Геродот сообщает, что Кир, перейдя реку Аракс и углубившись на территорию массагетов на один дневной переход, по совету лидийца Креза, устроил массагетам ловушку. Персы оставили лагерь с запасом вина, который обороняла небое часть, а основные войска отошли назад к реке. Массагеты, как только одолели противника, возлегли и стали пировать, а насытившись пищей и вином, заснули. Персы же, придя, перебили многих из них, а ещё больше захватили в плен, среди прочих и сына царицы Томирис, командовавшего массагетами, имя которого было Спаргалис[8]. Узнав об этом Томирис направила Киру послание: «Алчущий крови Кир, … отдай мне моего сына и уходи из этой страны безнаказанно… Если же ты не сделаешь этого, то клянусь тебе солнцем, владыкой массагетов, я напою тебя кровью, хотя ты и ненасытен»[9][10].
Согласно Геродоту, плененный Спаргапис уговаривает Кира снять с себя оковы, а когда же был освобожден и как только смог владеть руками, лишает себя жизни[9].
Томирис же, когда Кир её не послушался, собрав всё своё войско, вступила с Киром в бой. Большая часть персидского войска была уничтожена тут же на месте, а сам Кир погиб[11]. По одним свидетельствам, обезглавленный труп Кира был распят[12] (Геродот об этом не сообщает), а его голову Томирис сунула в винный мех[13], наполненный человеческой кровью и добавила следующее: «Ты меня, живую и одержавшую над тобой победу в битве, погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как угрожала, напою кровью» (по другой версии «Ты жаждал крови, царь персов, так пей её теперь досыта!»)[11][14]. Геродот называет эту битву самой жестокой из тех, которые были у варваров[11].
Большая часть персидского войска пала на месте сражения, сам Кир был убит. Процарствовал он двадцать восемь лет. Томирис наполнила мешок человеческой кровью и велела разыскать среди павших труп Кира. Нашедши, она погрузила голову его в мешок и, издеваясь над нею, сказала: «Хотя я вижу и победила тебя в сражении, но ты причинил мне тяжкое горе, коварством отнявши у меня сына, и я насыщу тебя кровью, как угрожала». Геродот. История в девяти книгах. Перевод с греческого Мищенко Ф. Г. М., 1888, т.1.
Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» называл Томирис гетской царицей, говоря, что Кир, царь персов, во времена царицы гетов Томирис[15], пошел на неё гибельной войной. А также, что по её окончании царица Томирис, усилившись благодаря победе и огромной, захваченной у врагов добыче, пошла в ту часть Мезии, которая, восприняв имя от Великой Скифии, ныне называется Малой Скифией, и там на мезийском берегу Понта (совр. Черное море) построила город Томы (совр. Констанца; несколько веков столица Малой Скифии[16]), назвав его по своему имени[17].
Отражение в культуре[править | править вики-текст]Амон – сначала бог воздуха,потом стал богом солнца. Представлялся в виде мужчины, с короной и двумя высокими золотыми перьями на ней, иногда мог предстать в виде человека с головой барана.
Анубис – покровитель мира мертвых. Изображался в виде мужчины с головой черного шакала. Иногда мог предстать полностью в виде животного, а именно черным псом.
Апофис – бог мрака и тьмы, вечный враг бога солнца. Обитает под землей. Изображался в виде огромного змея. С ним каждую ночь сражался Ра.
Ах – низшее божество, часть сущности человека, посредник между богами и людьми, загробное воплощение фараонов.
Баст – бог веселья, удачи и домашнего очага. Защищал бедных, маленьких детей и старых людей. Виделся карликом с пышной бородой.
Бухис – бог, воплощенный в виде черно-белого быка. Изображался в короне с двумя длинными перьями и солнечным диском.
Гор – бог земли, божественный правитель Египта. Представлялся в обличии человека на голове которого изображали утку.
Мин – бог плодородия и размножения людей и животных. Изображался в виде человека с непропорционально большим твердым фаллосом (символ плодородия), одна рука поднята вверх, во второй держит плеть. На голове корона с высокими золотыми перьями.
Монту – бог войны. Имел вид мужчины с головой сокола, на голове корона с двумя перьями и солнечным диском, в руке держит копье.
Осирис – демократичный бог, бог охоты и войны. Так же считался богом плодородия. Сильнее всего почитался простым народом Египта.
Птах – бог ремесла и творчества, истины и справедливости. Виделся в обтягивающих одеждах, в руках держал посох.
Ра – самый известный египетский солнечный бог, виделся с головой сокола, увенчанной солнечным диском.
Себек – бог рек и озер. Изображался в виде человека с головой крокодила, на голове золотая высокая корона.
Тот – древнеегипетский бог знаний. Тот держит в руках длинный тонкий посох.
Хапи – божество реки Нил, покровитель влаги и урожая. Представлялся толстым мужчиной с огромным животом и женскими молочными железами. На голове корона из папируса, в руках держит сосуды с водой.
Хор – бог неба и царской власти, покровитель армии. Египетские фараоны считались воплощением Хора на земле. Изображался в виде человека с головой сокола.
Хех – воплощение стихии. В изображениях – мужчина с головой лягушки.
Шесему – бог загробной жизни, охранял мумию и наказывал грешников. Бог бальзамирования.
Шу – бог воздуха, который разделяет небо и землю. Изображался в виде мужчины, который стоит на одном колене, подняв руки вверх, и держит небеса.
Ях – бог луны. Представлялся в образе человека увенчанного лунным диском и лунным серпом.