Диссидентское движение (слово "диссидент" можно перевести как "несогласный", "инакомыслящий") в Советском Союзе начиналось с немногочисленных подпольных кружков, обычно молодёжных. Они стали зарождаться сразу после Великой Отечественной войны, в 40-е гг. Новый толчок движению придали 20 съезд КПСС и осуждение на нём "культа личности Сталина". По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков, "Все 50-е и 60-е годы, - писал диссидент Владимир Буковский, - словно грибы, вырастали организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков. Диссиденты- термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН. Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к: - гражданскому и нравственному сопротивлению; - оказанию людям, подвергшимся репрессиям; - формированию и сохранению определенных общественных идеалов; - открытию новых культурных идеалов.
По форме, а часто и по основным идеям, подпольные кружки обычно подражали партии большевиков, "Все 50-е и 60-е годы, - писал диссидент Владимир Буковский, - словно грибы, вырастали организации, союзы, группы и даже партии самых различных оттенков.
Диссиденты- термин, который с середины 70-х годов применялся к лицам, открыто спорившим с официальными доктринами в тех или иных областях общественной жизни СССР и пришедшим к явному столкновению с аппаратом власти. Характерно, что единственным самоназванием, которое диссиденты не получили извне, стал термин «правозащитники». Правозащитное течение всегда было ядром диссидентского движения, другими словами, полем пересечения интересов всех иных течений - политических, социально-культурных, национальных, религиозных и др. В центре внимания правозащитников было положение с правами человека в Советском Союзе и несоответствие этого положения всеобщей декларации прав человека ООН.
Из общей массы инакомыслящих диссиденты выделялись не только образом мышления, но и типом социального поведения. Побудительным мотивом участия в диссидентском движении было стремление к:
- гражданскому и нравственному сопротивлению;
- оказанию людям, подвергшимся репрессиям;
- формированию и сохранению определенных общественных идеалов;
- открытию новых культурных идеалов.