Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.
Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.
Фети́ш — предмет, вещь, становящаяся объектом фетишизма. Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — действия, связанные с верой в человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с заклинаний, амулетов и определённых ритуалов.
Иван iv грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). семнадцатилетним юношей (1547), впервые в венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. в июне того же года грандиозный спалил едва ли не всю москву; восставшие горожане явились к царю в село воробьеве с требованием покарать виновных. «страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», — писал позднее иван. между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, елены глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговорен и тайных убийств. жизнь поставила перед ним сложные . процесс создания единого российского государства в основном завершился. необходимо было его централизовать — создать единую систему центральных и местных органов , утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей россии. первый период царствования ивана iv — до конца 50-х гг. — прошел под знаком деятельности избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя: костромского помещика а. адашева, князя а. курбского, митрополита макария, протопопа сильвестра, дьяка и. висковатого и др. направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух — созывом в 1549 г. первого в органа представительства различных социальных слоев (боярства, духовенства, дворянства, служилых людей и др.) — земского собора. собор 1549 г. называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. до конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного через приказы — центральные органы исполнительной власти (разрядный, посольский, стрелецкий, челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения — установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»), в 1551 г. церковный собор принял «стоглав» — документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов. успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. в 1552 г. было завоевано казанское, а в 1556 г. — астраханское ханство. в конце 50-х гг. признала свою зависимость ногайская орда. существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в приуралье и сибирь были важными достижениями ивана iv и избранной рады. с конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. в 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. о причинах можно только догадываться. иван iv мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. разногласия по вопросу о ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война ливонскому ордену, владевшему землями. вначале все шло успешно, орден распался, но его земли достались литве, польше и швеции, с которыми россии пришлось воевать до 1583 г. к середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу россии. в 1565 г. иван грозный выехал из москвы в александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела — опричнины (от слова «опричь» — вне, кроме). так началась новая эпоха в его царствования — кровавая и жестокая. страну разделили на опричнину и земщину, с собственными боярскими думами, столицами, войском. власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках ивана грозного. важная черта опричнины — террор, обрушившийся и на древние боярские роды (князь владимир старицкий), и на духовенство (митрополит филипп, архимандрит герман), и на дворян, и на города (погром в новгороде зимой 1569—1570 гг., террор в москве летом 1570 летом 1571 г. крымский хан девлет-гирей сжег москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. на следующий год иван грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово.
Тотеми́зм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.
Аними́зм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Анимистические представления присутствуют почти во всех религиях.
Фети́ш — предмет, вещь, становящаяся объектом фетишизма. Религиозный фетишизм — культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.
Ма́гия (лат. magia от др.-греч. μᾰγείᾱ) — действия, связанные с верой в человека влиять на силы природы, предметы, животных, судьбу людей, подчиняя себе сверхъестественные силы или манипулируя ими с заклинаний, амулетов и определённых ритуалов.