Абсолютизм в европе в первой половине xvi в. в европе завершается формирование централизованных государств — франции, , испании. в этих странах образуется новая форма политического устройства — абсолютизм. его характерными признаками были: неограниченная власть государя, отказывавшегося от созыва сословно-представительных учреждений и опиравшегося на разветвленный бюрократический аппарат и мощную армию. церковь полностью интегрируется в государственную систему. в качестве идейного обоснования абсолютизма выступала теория божественной природы королевской власти. происходившая реформация существенно ослабила позиции духовенства, которое утрачивает прежнюю автономию от светских властей. основой политической стратегии глав абсолютистских государств стало лавирование между старым дворянством, сохранявшим значительный политический вес, и буржуазными элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. при абсолютизме утверждается новый принцип : государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии более совершенного в институциональном отношении, суверенного государства. абсолютизм формируется в xvi—хvii вв. , прежде всего, в таких странах, как франция, , испания, стремившихся к установлению своей гегемонии в европе. безусловно, становление абсолютизма не всегда проходило гладко: сохранялся провинциальный сепаратизм, центробежные стремления крупной аристократии; непрерывные войны затрудняли государственное развитие.
Во 2-й половинœе xv - 1-й трети xvi вв. произошло включение большинства земель в состав московского великого княжества. москва стала столицей единого российского государства. великий князь всœея руси иван iii васильевич (правил в 1462-1505 гᴦ.) присоединил к московскому великому княжеству ярославское (1463 ᴦ ростовское (1474 ᴦ.) княжества, новгородскую республику (1477 ᴦ тверское великое княжество (1485 ᴦ вятскую землю (1489 ᴦ "стояние на угре" войск хана большой орды ахмата и ивана iii в 1480 ᴦ. завершилось отступлением ахмата͵ что к окончательному освобождению руси от монголо-татарского ига. в результате -литовских войн 1487-94 гᴦ. и 1500-03 гᴦ. к москве отошли верховские княжества, чернигов, новгород-северский, стародуб, гомель, брянск, торопец и др. размещено на реф.рф в 1487 ᴦ. казанское ханство стало вассалом российского государства (до 1521 ᴦ с конца xv в. складывалась поместная система землевладения. поместье, обладателœем которого был служилый дворянин, а верховным владельцем великий князь, не могло передаваться по наследству, продаваться и т. д. дворянство составляло основу вооружённых сил государства. возраставшая потребность государства и феодалов в деньгах заставляла их повышать доходность вотчин и поместий посредством перевода повинностей на денежные налоги, увеличения оброков, введения собственной запашки, перевода крестьян на барщину. судебник 1497 ᴦ. узаконил единый срок перехода крестьян к др. размещено на реф.рф владельцам, обычно осœенью, за неделю до юрьева дня (26 ноября) и неделю после него. при иване iii шёл процесс складывания центрального государственного аппарата. боярская дума стала постоянным совещательным органом при верховной власти. в неё входили думные чины: бояре, окольничие, с начала xiv в. - думные дворяне, позднее думные дьяки. продолжалось объединœение дворов присоединённых к москве княжеств в составе государева двора. взаимоотношения княжеско-боярской аристократии московской и региональной регулировались местничеством. при этом ещё сохранялся ряд особых территориальных дворов (тверской земли до 40-х гᴦ. xiv в., новгородской земли до 1-й четверти xvii действовали центральные исполнительные органы (казна, дворцы). местные административные, финансовые и судебные функции исполнял сложившийся на руси институт наместников и волостелœей, содержавшихся за счёт кормлений, 2-й брак (1472 ᴦ.) ивана iii с племянницей последнего византийского императора зоей (софьей) палеолог послужил росту международного авторитета москвы. были установлены дипломатические и торговые отношения с папским престолом, священной римской империей, венгрией, молдавским княжеством, османской империей, ираном, крымским ханством и др. размещено на реф.рф иван iii привлёк к строительству церковных и светских зданий в москве итальянских архитекторов алевиза фрязина (миланца), алевиза фрязина (нового), аристотеля фьораванти и др. при иване iii обострилась борьба 2 течений в православной церкви: иосифлян (основатель и духовный руководитель иосиф волоцкий) и нестяжателœей (нил сорский, паисий ярославов, вассиан патрикеев и попытка нестяжателœей провести в жизнь на церковном соборе 1503 ᴦ. идею об отказе монастырей от земельной собственности вызвала активное противодействие иосифа волоцкого и его сторонников. иван iii, рассчитывавший пополнить земельный фонд государства за счёт секуляризации, был вынужден признать программу иосифлян: "стяжание церковное - божие суть стяжание". он также изменил своё отношение к кружку вольнодумцев (ф. в. курицын, иван чёрный и сложившемуся при дворе его сына и соправителя (с 1471 ᴦ.) великого князя ивана ивановича молодого (1458-93 гᴦ.) и его жены (с 1483 ᴦ.) елены стефановны (умерла в опале в 1505 ᴦ и уступил архиепископу новгородскому геннадию и другим иерархам, требовавшим жестоких наказаний представителœей т. н. новгородско-московской ереси. великий князь всœея руси василий iii иванович (правил в 1505-33 гᴦ.) присоединил к москве псковскую республику (1510 ᴦ рязанское великое княжество (1521 ᴦ отвоевал у великого княжества литовского смоленск (1514 ᴦ размеры территории государства возросли с 430 тыс. км2 (начало 60-х гᴦ. xv в.) до 2800 тыс. км2 (начало 30-х гᴦ. xiv василий ш, следуя политике своего отца, строго регулировал свои отношения с удельными князьями, ряд уделов был ликвидирован. он начал сооружение за окой большой засечной черты и в интересах средних и мелких феодалов поддерживал освоение земель к югу от москвы. он, как и иван iii, приглашал в москву иностранцев: врача и переводчика н. булева, максима грека и др. размещено на реф.рф для обоснования божественного происхождения великокняжеской власти использовал идеи иосифа волоцкого, "сказания о князьях владимирских", теорию "москва - третий рим". развод с соломонией сабуровой (1525 ᴦ.) и женитьба на елене васильевне глинской обострили отношения василия iii с частью московского боярства.